1. Финансы: понятие, особенности, функции.
Финансы – это регулируемое государством денежное хозяйство страны и возникающие на его основе посредством денежного обращения финансовые отношения, в рамках которых создаются и расходуются различные фонды денежных средств, необходимые для обеспечения публичных интересов.
Основные признаки:
· денежное хозяйство регулируется и контролируется государством;
· объективируются исключительно в денежных средствах;
· движение финансов обеспечивается денежным обращением;
· формирование денежных фондов, необходимых для поддержания и развития финансово-экономической основы государственного суверенитета, реализации государственных функций;
· обеспечиваются наиболее важные публичные интересы, которые не могут быть обеспечены посредством частных денежных фондов.
Функции:
1. Распределительная: означает участие финансов в распределении национального дохода, т. е. в создании так называемых основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу.
2. Контрольная: финансы, являясь инструментом аккумуляции и использования денежных доходов и фондов, объективно отражают процесс распределения и перераспределения национального дохода и внутреннего валового продукта по соответствующим фондам, контролируют их расходование по целевому назначению.
3. Контролирующая: связана с вмешательством государства через финансы – государственные расходы, налоги, государственный кредит в процессе воспроизводства.
4. Стабилизационная: заключается в обеспечении всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильным экономическим и социальным положением.
2. Финансовое право РФ: понятие, предмет, метод.
Финансовое право – совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образования, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.
Предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образования, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.
Основной метод финансово-правового регулирования – императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участником финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципального образования и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
К особенностям метода можно отнести преобладание позитивных обязываний, конформизм, императивность, неравенство субъектов, рекомендации и согласования.
3. Финансовые правоотношения: понятие, виды.
Финансовые правоотношения – урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, регулирующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Основные признаки:
· возникают в процессе финансовой деятельности государства;
· одним из субъектов всегда является управомоченный орган государства;
· всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства;
· в них, как правило, отчетливо видны 2 правовых элемента – государственно-властный и имущественный.
Виды:
I. По материальному содержанию:
· бюджетные;
· кредитные;
· по вопросу регулирования денежного обращения расчетов;
· по поводу регулирования валютного законодательства и т. д.
II. В зависимости от объекта правового регулирования:
· материальные;
· процессуальные.
4. Финансовая система РФ: понятие и структура.
Под финансовой системой понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих публичных денежных фондов, а также система государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
Элементы:
· бюджеты всех уровней;
· федеральные внебюджетные фонды, внебюджетные фонды субъектов РФ и муниципальных образований;
· налоги и сборы;
· страховое дело;
· кредиты;
· банковская система;
· валютные отношения;
· органы финансовой власти;
· федеральные органы финансового управления и контроля, органы финансового управления и контроля субъектов РФ и муниципальных образований.
Центральное место в финансовой системе занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.
Государственные финансы – денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти и местные органы.
Государственные финансы подразделяются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены.
К централизованным государственным финансам относятся денежные средства, поступающие в прямое распоряжение органов государственной власти.
К децентрализованным государственным финансам относятся финансы государственных (муниципальных) унитарных предприятий и учреждений, создаваемые государством.
5. Правовая характеристика бюджетной системы РФ.
Каждое государство устанавливает свою бюджетную систему, которая соответствует его государственному устройству и сложившимся экономическим отношениям.
Бюджетная система – это совокупность бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В зависимости от государственного устройства страны существуют следующие схемы организации бюджетной системы:
1. В унитарных государствах: бюджетная система состоит из 2 звеньев – центрального и местного бюджетов.
2. В федеративных государствах: бюджетная система состоит из 3 звеньев – федерального бюджета, бюджетов субъектов и местных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ее бюджетная система представляет собой 3-х уровневую иерархичную систему:
1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты.
6. Правовая характеристика налоговой и неналоговой доходной части бюджета в бюджетной системе РФ.
К налоговым относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определенного налоговым законодательством РФ.
К неналоговым доходам относятся поступления от государственного имущества, его содержания, эксплуатации и реализации. Данный вид поступлений носит специфический характер, который заключается в результативном функционировании государственного достояния. Размер доходов зависит от объема и результативности функционирования имущества.
7. Правовая характеристика расходной части бюджета в бюджетной системе РФ.
Государственные расходы – деятельность государственных органов по распределению и использованию государственными доходами на основе бюджетных и иных нормативных предписаний, реализуемая в строго определенных формах и направленная на решение государственных задач.
Признаки государственных расходов:
· непосредственная взаимосвязь с государственными доходами;
· назначение определяется расходными обязательствами бюджетов;
· реализуются через установленные формы;
· всегда осуществляется путем активных действий государственных органов, в то время как формирование государственных доходов не всегда зависит от государства.
Основная часть государственных расходов реализуется через расходы бюджетов.
Принципы реализации государственных расходов:
· плановость: расходы должны планироваться, исходя из потребностей в средствах и в источниках их удовлетворения;
· соответствие государственных расходов государственным доходам;
· целевое назначение;
· безвозвратность основной части государственных расходов;
· контроль за осуществлением государственных расходов.
Виды расходов:
I. По источникам получения расходных средств:
· централизованные расходы, осуществляемые за счет бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов;
· децентрализованные расходы, осуществляемые государственными и муниципальными унитарными предприятиями за счет средств, которые были получены ими самостоятельно и остались в их распоряжении.
II. По уровням бюджетной системы:
· федеральные расходы;
· расходы субъектов РФ;
· муниципальные расходы.
III. По целям финансирования:
· государственные расходы на финансирование текущих и капитальных расходов;
· резервы.
8. Правовая характеристика страховой системы РФ. Виды страхования.
Страхование – отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий, а также за счет иных средств страховщиков.
Основные формы организации страхового фонда:
1. Централизованные страховые (резервные) фонды, создаваемые за счет бюджетных и других государственных средств – государственное страхование.
2. Децентрализованные страховые фонды, создаваемые за счет взносов юридических и физических лиц.
В систему мер государственного регулирования входят:
· лицензирование: регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования;
· контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков;
· разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.
Налогообложение страховщиков и страхователей и др.
Основным органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является федеральная служба по финансовым рынкам.
Страховщиком может быть только юридическое лицо.
Главой 48 ГК РФ предусмотрены 2 разновидности страхования:
1. Личное: объектом являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица.
2. Имущественное: объектами являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом.
9. Правовые основы страхования банковских вкладов физических лиц в РФ.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
· обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
· сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
· прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
· накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.
В число участников системы страхования вкладов входят:
· вкладчики, признаваемые для целей ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» от 23.12.2003 №-177-ФЗ выгодоприобретателями;
· банки, внесенные в установленном порядке в реестр банков, признаваемые для целей ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» страхователями;
· агентство, признаваемое для целей ФЗ страховщиком;
· банк России при осуществлении им функций, вытекающих из указанного ФЗ.
Под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в банке на территории РФ на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включающие капитализированные проценты на сумму вклада. Именно эти вклады подлежат страхованию.
10.Кредитные истории: понятие, порядок ведения и значение в кредитной системе РФ.
Кредитная история – информация, состав которой определен ФЗ «О кредитных историях», характеризующая исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договору займа (кредита) и хранящаяся в бюро кредитных историй.
В содержание кредитной истории входят 3 составляющие: титульная часть, основная часть, дополнительная часть.
Количество частей одинаково как для физических, так и юридических лиц, но состав их различный.
В состав кредитной истории включается информация о всех изменениях содержащихся в ней сведений.
Источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную ст. 4 ФЗ «О кредитных историях», в бюро кредитных историй на основании заключения договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй.
Источник формирования кредитной истории предоставляет информацию в бюро кредитных историй только при наличии на это письменного или иным способом документально зафиксированного согласия заемщика.
Основанная часть кредитной истории раскрывается пользователю кредитной истории только на основании запроса, содержащего полную информацию о субъекте запрашиваемой кредитной истории из титульной части кредитной истории.
За разглашение или незаконное использование данной информации указанные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
11.Правовая характеристика кредитной системы РФ. Виды кредитования.
Под банковской системой понимают исторически сложившуюся и законодательно закрепленную систему организации банковского дела в конкретной стране.
В РФ действует двухуровневая система, включающая центральный эмиссионный банк и различные не эмиссионные банки.
Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
· привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц;
· размещать эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
· открывать и вести банковские счета физических и юридически лиц и др.
Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом.
Кредитные организации могут объединяться в союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли.
Виды кредитования:
I. В зависимости от срока:
· онкольный (кредит предоставляется фирме-заемщику без указания срока его использования и обязательством заемщика погашать его по первому требованию кредитора);
· краткосрочный (предоставляется на восполнение временного недостатка собственных оборотных средств фирмы-заемщика);
· среднесрочный (на срок до 1 года);
· долгосрочный.
II. В зависимости от наличия обеспечения различают:
· доверительные кредиты;
· обеспеченные кредиты;
· кредиты под финансовые гарантии третьих лиц.
III. По целевому назначению:
· кредиты общего характера;
· целевые кредиты.
12.Финансовый контроль в РФ: понятие, задача и виды.
Финансовый контроль – составляющая финансовой деятельности государства, которая заключается в проверке государственными органами и уполномоченными организациями своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежные средства, эффективности их использования, соблюдения требований бухгалтерского учета.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственных сферах, а также во всех звеньях финансовой системы.
Признаки:
· является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства;
· служит важнейшим средством обеспечения законности в деятельности субъектов финансовых отношений;
· осуществляется как государственными органами, так и организациями, имеющими соответствующее разрешение.
Проверке подвергаются как финансовые документы, так и материальные ценности.
Виды:
I. В зависимости от времени проведения:
· предварительный (до совершения операций по образования, распределению и использованию денежных фондов);
· текущий (в процессе совершения денежных операций);
· последующий (после совершения финансовых операций).
II. По степени императивности:
· обязательный (по решению компетентных государственных органов, в силу закона);
· инициативный (по решению самих хозяйствующих субъектов).
III. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль:
· государственный (муниципальный);
· внутрихозяйственный;
· аудиторский.
13.Методы финансового контроля в РФ: понятие, виды.
Практическая реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.
К основным методам финансового контроля в РФ относятся:
· Наблюдение: направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого субъекта.
· Проверка: проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления возможных нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий по отдельным аспектам деятельности проверяемой организации.
· Ревизия: основной метод. Осуществляется с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте, носит комплексный характер.
14.Ревизия: понятие, значение и виды.
Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии.
Выделяют следующие виды ревизий:
I. По содержанию:
· Документальные: включает в себя проверку различных финансовых документов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразность расходования средств.
· Фактические: проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.
II. По времени осуществления:
· плановые: в производственной сфере – не реже 1 раза в год, в непроизводственной – не реже 2 раз в год;
· внеплановые.
III. По обследуемому периоду:
· фронтальные: проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенные период;
· выборочные: проверка финансовой деятельности только за короткий период времени.
IV. По объему деятельности:
· комплексные: проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях;
· тематические: сводятся к обследованию какой-либо сферы финансовой деятельности.
По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии, его подписывают лица, проводившие ревизию, а также руководитель и главный бухгалтер проверяемого юридического лица.
Ревизия используется как государственными органами, так и контрольными органами, создаваемыми ведомствами и хозяйствующими субъектами.
15.Таможенная ревизия: понятие, формы, оформление результатов.
Таможенная ревизия – проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности со счетами, с другой информацией.
Формы таможенной ревизии:
1. Общая: проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. Проверка должна проводиться в минимальный период и не может продолжаться более 3 рабочих дней. Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается.
2. Специальная: назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении принимается в письменной форме. Копия решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. Не может продолжаться более 2 месяцев со дня принятия решения. Повторное проведение у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.
Проведение таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и ИП.
Результаты проведения таможенной ревизии оформляются актом:
· в день следующего за днем окончания общей таможенной ревизии;
· в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии.
Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия.
16.Документальные банковские ревизии: понятие, задача, порядок проведения и оформления результатов.
Документальная ревизия – одна из форм контроля деятельности учреждений, предприятий и организаций системы Центробанка РФ в части соблюдения ими действующего законодательства, правил и инструкций, регулирующих совершения различных банковских операций, обеспечение сохранности денежных средств и ценностей, постановки бухгалтерского учета и отчетности, а также контроля за целевым использованием расходуемых банком средств, полнотой получения доходов, своевременности и правильности исполнения нормативных указаний Банка России.
Ревизия назначается руководством вышестоящего Банка России, который утверждает состав ревизионной бригады и руководителя ревизии.
Срок проведения комплексных ревизий не должен превышать 30 дней. Комплексные ревизии проводятся за период деятельности учреждений Банка, начиная с 1-го числа месяца начала предыдущей ревизии.
Ревизионная деятельность планируется.
Перед выездом на ревизию руководитель ревизионной бригады и ревизоры должны ознакомиться с отчетными и другими материалами, характеризующие работу ревизуемого учреждения.
Ревизия должна начинаться внезапно. Руководитель ревизии предъявляет документы на право проведения ревизии руководителю ревизуемого учреждения. Последний обеспечивает ревизоров достаточным помещением и необходимым инвентарем для хранения документов, канцелярными принадлежностями.
Руководитель ревизии, кроме акта ревизии, представляет лицу, назначившему ревизию, докладную записку, в которой кратко освещается состояние дел в ревизионном учреждении.
17.Проверка плательщиков страховых взносов государственными внебюджетными социальными фондами.
Органы контроля за уплатой страховых взносов проводят следующие виды проверок плательщиков страховых взносов:
· камеральная проверка;
· выездная проверка.
Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Территориальные органы пенсионного фонда РФ и территориальные органы фонда социального страхования РФ проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
В целях контроля за выполнением банками обязанностей органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей.
18.Камеральная налоговая проверка: понятие, порядок проведения и оформление результатов.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документам, представленным плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органов контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального разрешения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период 3 месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленными и уплаченным страховым взносам.
В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного НК РФ, должностными лицами органами контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.
Акт проверки в течение 5 дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, под расписку или передан иным способом, свидетельствующем о дате его получения указанным лицом. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом, датой вручения этого акта считается 6 день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в органы контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом, или по его отдельным положениям.
19.Выездная налоговая проверка: понятие, порядок проведения и оформление результатов.
Выездная проверка плательщиков страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов.
Выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.
Форма решения руководителя органа контроля утверждается федеральным органом исполнительной власти.
Предметом выездной проверки является правильность и своевременность уплаты страховых взносов.
Должностное лицо органа контроля, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы, посредством вручения этому лицу требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде заверенных копий. В случае необходимости орган контроля вправе ознакомиться с подлинниками документов.
20.Аудиторский финансовый контроль: понятие, виды и их правовая характеристика.
Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и ИП.
Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой отчетности аудируемых лиц и соответствующего порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Виды:
I. По субъектам, проводящим аудит:
· Внутренний – осуществляется службой внутреннего контроля предприятий и организаций.
· Внешний – независимый финансовый контроль. Осуществляют аудиторские организации или физические лица, прошедшие соответствующую аттестацию и получившие лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.
II. По основаниям:
· обязательные – на основании закона, в соответствии с которым обязательную аудиторскую проверку ежегодно должны проходить все банки, другие кредитные организации и т. д.; может проводиться по решению органов государственной власти и управления;
инициативные – проводятся на добровольной основе по просьбе хозяйствующих субъектов.
21.Правовой режим пенсионного фонда РФ.
Обязательное исполнение страхования в РФ осуществляется пенсионным фондом РФ (ПФ РФ).
ПФ РФ был создан в 1990 г. с целью осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ путем сбора и аккумуляции страховых взносов, направленных на выплату пенсий и оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам.
Согласно п. 1 Положения о ПФ РФ от 27.12.1991 ПФ РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.
ПФ РФ является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Руководство им осуществляет правление, которое возглавляет председатель правления.
Руководство ПФ РФ осуществляется правлением ПФ РФ и его постоянно действующим исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Государственная форма организации обязательного пенсионного страхования предопределяет существование в этом виде страхования единственного страховщика – ПФ РФ.
В законодательстве определено, что пенсионным страхованием в РФ занимается не только ПФ, но и негосударственные пенсионные фонды.
ПФ РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределении денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виды трудовых и социальных пенсий и т. д.
ПФ РФ подотчетен Правительству РФ.
Особенностью управления государственным пенсионным обеспечением является обязанность государства нести субсидиарную ответственность.
22.Правовой режим фонда обязательного медицинского страхования РФ.
Общими задачами обязательного медицинского страхования является гарантирование гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и проведение профилактических мероприятий.
На территории РФ лица, не имеющие гражданства, а также иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в системе медицинского страхования, как и граждане РФ.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – юридическое лицо, подотчетное Правительству РФ, его финансовые средства находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
ФОМС выполняет следующие основные задачи:
· обеспечивает реализацию закона РФ «О медицинском страховании в РФ»;
· участвует в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области ОМС;
· разрабатывает и осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы ОМС и др.
Федеральный ФОМС в объеме базовой программы по ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам в размерах, определяемых в соответствующем перечне оценочных критериев.
Финансовые средства, аккумулирующиеся в федеральном ФОМС, поступают из следующих источников:
· часть страховых взносов предприятий;
· взносы территориальных фондов на реализацию совместных программ;
· средства, поступающие из федерального бюджета на выполнение программ ОМС в масштабах страны;
· доходы от использования временно свободных финансовых средств федерального фонда;
· нормированный страховой запас финансовых средств федерального ФОМС.
Средства из фондов ОМС расходуются по следующим направлениям:
· финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями;
· предоставление кредитов страховщикам;
· организация подготовки специалистов для системы ОМС и др.
23.Правовой режим фонда социального страхования РФ.
Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое страхование работающих граждан от возможного изменения материального и/или социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей.
Фонд социального страхования (ФСС) – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, правовой режим которого определен постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 г. денежные средства ФСС являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат. Бюджет ФСС и отчет о его исполнения рассматриваются Государственной Думой РФ.
Управление системой ФСС осуществляется Правительством РФ.
Средства ФСС образуются за счет:
· страховых взносов работодателей;
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады и т. д.
Средства фонда направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, вставание на учет в ранние сроки беременности, при усыновлении т. д.
· частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев, профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности;
· оплату проезда к месту лечения и обратно и т. д.
24.Правовые основы Министерства финансов РФ.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и постановлении Правительства РФ «О министерстве финансов РФ» осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: ФНС, федеральной службы страхового надзора, федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
В соответствии с задачами, возложенными на Минфин РФ «Положением о министерстве финансов РФ», Минфин России:
· участвует в работе по комплексному анализу развития экономики, разрабатывает необходимые меры по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской и другой хозяйственной деятельности;
· организует в соответствии с законодательством РФ и составляет на основе консолидированных бюджетов субъектов РФ консолидированный бюджет РФ, а также составляет проект федерального бюджета и представляет их в Правительство РФ;
· проводит по поручению Правительства РФ переговоры с уполномоченными органами других государств, связанные с заключением межправительственных соглашений об избежание двойного налогообложения доходов и имущества и подписывает указанные соглашения от имени Правительства РФ;
· принимает участие в определении ценовой политики, в работе по анализу уровня цен в стране и совершенствованию ценообразования и др.
Функции Министерства финансов РФ соответствуют его положению как федерального органа по управлению финансами страны. Они относятся к следующим областям:
· государственные финансы в целом;
· государственный бюджет;
· внебюджетные государственные федеральные фонды;
· страхование;
· денежное обращение;
· государственный кредит;
· финансовый рынок;
· валютно-финансовые отношения;
· финансовый контроль;
· организация учета и отчетности.
25.Правовые основы деятельности центрального банка РФ в финансовой системе РФ.
Центральный банк РФ (ЦБ РФ) – банк, возглавляющий банковскую систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.
Деятельность ЦБ РФ определяется Конституцией РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ» и другими федеральными законами.
ЦБ РФ осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков. ЦБ РФ независим в пределах выполнения своих полномочий. Поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ и органы МСУ не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае ЦБ РФ информирует об этом Государственную Думу РФ.
ЦБ РФ не вправе осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, установленных в законе.
ЦБ РФ имеет право предоставлять на срок не более 1 года кредиты, обеспечением для которых могут выступать:
· золото и другие драгоценные металлы;
· иностранная валюта;
· векселя в российской и иностранной валюте (со сроком погашения до 6 месяцев);
· государственные ценные бумаги.
В ФЗ «о ЦБ РФ» указано, что целями деятельности ЦБ РФ как органа управления кредитно-денежной системой является:
· защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его показательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
· развитие и укрепление банковской системы РФ;
· обеспечение эффективности и бесперебойного функционирования системы расчетов и др.
26.Правовые основы деятельности Федерального казначейства РФ.
Федеральное казначейство РФ – государственный финансовый орган, который в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Федеральное казначейство включает:
· главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ;
· территориальные органы федерального казначейства по субъектам РФ, городам, районам и районам в городах.
На органы казначейства возложены следующие главные задачи:
· организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства исходя из принципа единства кассы;
· регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
· краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление ими;
· управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга и др.
Порядок и сроки проведения ревизий казначейства определяются Правительством РФ.
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе РФ, органам федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета.
27.Правовые основы деятельности федеральной таможенной службы РФ.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений. Установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанной с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.
Таможенными органами являются:
· федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела;
· региональные таможенные управления;
· таможни;
· таможенные посты.
Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органов МСУ, ЦБ РФ, общественными объединениями и иными организациями.
Правовой статус федеральной таможенной службы закреплен в Таможенном кодексе РФ, в указах Президента РФ.
В соответствии со ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы обладают следующими правомочиями:
· принимать меры в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;
· требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ;
· проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
· требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела;
· осуществление неотложных следственных действий и дознание в пределах своей компетентности и в порядке, определенном УПК и др.
28.Правовые основы наличного денежного обращения в РФ.
Налично-денежное обращение – непрерывный процесс движения наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.
Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег. Обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы, между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность – в суммах, которые не превышают размеры, установленные Правительством РФ. Во всех остальных случаях денежное обращение осуществляется только в безналичной форме.
Обращение иностранной валюты – как наличной, так и безналичной – регулируется валютным законодательством. В качестве платежного средства иностранная валюта может выступать по разрешению ЦБ РФ.
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими банками каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы банков.
Наличные деньги, принятые от физического лица в уплату налога, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в банки или путем перевода через предприятия Госкомсвязи РФ.
29.Правила применения к контрольно-кассовой технике при наличных денежных расчетах с населения при оказании услуг, выполнении работ в предпринимательской сфере.
Порядок ведения кассовых операций в РФ осуществляется в соответствии с Положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ».
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие в соответствии с порядком ведения кассовых операций в РФ должно иметь кассу, т. е. особое специально оборудованное помещение и вести кассовую книгу по установленной форме.
При этом прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия.
Выдача наличных денег из касс предприятия производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным иным документом с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Все поступления и выдача наличных денег предприятия устанавливаются в кассовой книге.
Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возможна на руководителей предприятий, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Для расчетно-кассового обслуживания между предприятиями и банком должен быть заключен соответствующий договор.
30.Формы безналичного денежного обращения в РФ и их правовая характеристика.
Безналичный денежный оборот – движение денег в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.
Безналичные расчеты производятся через кредитные организации, которые имеют соответствующие лицензии и открывают банковские счета.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором.
Различают 2 группы безналичных обращений:
1. По товарным операциям – включают безналичные расчеты за товары и услуги.
2. По финансовым обязательствам – включает платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты по страховым компаниям.
ГК РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: с помощью платежных поручений, чеков, аккредитивов, расчеты по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотрены законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и предписаниями в банковской практике.
Безналичные расчеты в соответствии с положением и ГК РФ осуществляются через кредитные организации и/или Банка России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондирующего счета, если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Общий срок осуществления платежей по безналичным расчетам не должен превышать 2 операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъектов РФ и 5 операционных дней, если в пределах РФ.