Найти в Дзене

Понятие «мiр» в священных писаниях Нового Завета

Оглавление

.

Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море
Иван Айвазовский. Переход евреев через Красное море

.

Поскольку новозаветной реальности соответствуют времена, подобных которым на земле еще не было, а начало этих времен было отмечено не только апостольскими свидетельствами, но и целой чередой особых Божественных знамений (Лк.16:16, Ин.1:51, Ин.14:7, Деян.2:16-19, Деян.7:56, Откр.14:13 и т.д.), — нет сомнений, что ключевым событием вселенского поворота времен стало Чудо Воскресения Христова (Мф.12:39, Лк.11:29 и т.д.), которое низложило проклятие грехопадения, разорвало оковы ада и возвестило человеческому роду победу над смертью (сравн. – «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?», 1 Кор.15:55; 1 Кор.15:20-23, Пс.106:13-20 и т.д.).

При этом одним из самых важных (хотя и не самых очевидных) библейских свидетельств о том, что новозаветные времена наступили не только для тех, кто уверовал в Спасителя и соделался новым народом Божьим, но и объективно, в масштабах всей земли и даже всей вселенной, выступает новое для священных текстов понятие «мир» (греч. κόσμος, т.е. «космос»).

Конечно, свойственное новозаветным свидетельствам словосочетание «мир сей» в настоящее время употребляется достаточно часто, и в большинстве случаев не привлекает к себе повышенного внимания. Однако так было не всегда: в ветхозаветных священных текстах слово «мир» практически не встречается, — а для указаний на «всю землю», «все обитаемое пространство», «вселенную», «мироздание» и т.д., пророки Ветхого Завета обращались к понятиям, которые представлены в Септуагинте (т.е. в переводе на греческий) словами «земля» и «небо» (греч. γῆ и οὐρανὸν), а также словом «ойкумена» (т.е. «вселенная», греч. οἰκουμένη).

Так, слово и понятие γῆ (т.е. «земля») в качестве образа всего обитаемого мира встречается в греческом переводе ветхозаветных текстов уже в книге Бытие (Быт.1 – Быт.2), и далее достаточно часто употребляется именно в расширительном и всеобъемлющем смысле:

…будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля (Исх.19:5)

Пойте Господу, вся земля, благовествуйте изо дня в день спасение Его (1 Пар.16:23)

…огнем ревности Моей пожрана будет вся земля (Соф.3:8)

.

А для возвещения самых масштабных и «безграничных» смыслов в ветхозаветных текстах к слову «земля» (γῆ) присоединяется слово «небо» (οὐρανὸν). Причем возрастание этих понятий до масштабов «всего мироздания» также представлено уже в первых главах Пятикнижия Моисея, — и далее «вся полнота вселенной» обозначается в ветхозаветных текстах именно через γῆ и οὐρανὸν, то есть через упоминание «земли и неба»:

Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной (Есф.4:17)

Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? (Ис.66:1)

Перед ними потрясется земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют свой свет (Иоиль 2:10)

(К этой же категории образов можно отнести утверждения, где «земля» не называется, но подразумевается как расположенная «под небом», сравн. – «…так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом», Втор.4:9)

.

Кроме того, в греческом переводе ветхозаветных писаний «все творение» обозначается словом и понятием οἰκουμένη («ойкумена», дословно – «обитаемая»), которое встречается и в Псалмах, и в книге пророка Исаии, а в русских переводах представлено словом «вселенная»:

Господня - земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс.23:1)

В грядущие [дни] укоренится Иаков, даст отпрыск и расцветет Израиль; и наполнится плодами вселенная (Ис.27:6)

Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и все, что наполняет ее, вселенная и все рождающееся в ней! (Ис.34:1)

.

И поскольку в системе понятий «земля»-«небо»-«вселенная» (к слову, привычной для первых христиан, во многом опиравшихся на тексты и термины ветхозаветных писаний) нет таких недостатков, которые не позволяли бы «прочитать» за этими словами достаточно конкретные и всесторонне определенные смыслы, — у апостолов и евангелистов, от которых берет начало новозаветное письменное слово, как будто не было повода обращаться к терминам и понятиям, не упоминавшимся в священных текстах времен Ветхого Завета.

Тем не менее, все без исключения новозаветные авторы, касаясь вопросов, подразумевающих упоминание «обитаемого мира», «всего творения», «видимой вселенной» и т.д., обращаются к новому для священных текстов понятию κόσμος (т.е. «космос», в русском переводе — «мир»), что является одним из самых очевидных свидетельств о кардинальных переменах в положениях и состояниях и «земли», и «неба», и «всей обитаемой вселенной».

(Строго говоря, в Септуагинте в Быт.2:1, Втор.4:19 и Втор.17:3 употребляется слово κόσμος, но им обозначается «воинство небесное», — а в Исх.33:5-6, Ис.3:18-20,23; Ис.49:18, Ис.61:10, Наум.2:9 и некоторых других местах слово κόσμος имеет смысл «убранства» и/или «украшения» и/или «драгоценности», что явно отличается от тех значений, которые соответствуют слову «мир» в новозаветных текстах)

Более того, в постоянных и многочисленных обращениях к новому для священных текстов понятию «мир» все первые христианские авторы проявляют полное единодушие («κόσμος-мир» не упоминается только в совсем небольших по объему 3-м Послании Иоанна, Послании Иуды, 1 и 2-м к Фессалоникийцам, 2-м к Тимофею и Послании к Филимону).

А поскольку каждое обращение к этому понятию связано с новозаветными свидетельствами, имеющими вселенский масштаб и беспрецедентную значимость, — нет сомнений, что понятие «мир» определенным образом характеризует окружающую Церковь реальность и играет самую существенную роль в системе христианского мировоззрения и мировосприятия.

При этом «оригинальное» греческое слово κόσμος («космос») имеет целый спектр различных лексических значений, и не ограничивается указаниями на «землю», «свет» (в смысле «весь белый свет») или «мироздание», но может употребляться в значении «порядка» и «устройства», то есть представлять «мир» управляемым и всесторонне организованным (один из возможных переводов слова κόσμος — это «высший вселенский порядок»). Поэтому и новозаветные значения слова «мир» не сводятся к указаниям на «всю обитаемую сушу» и «все возможное пространство», но подразумевают и «устройство», и «законы существования» этого пространства, а в некоторых случаях даже его «внутреннее наполнение», — то есть и обитателей этого пространства, и управляющую ими «иерархию» (к которой относятся «власти», «силы» и т.д., сравн. – 1 Пет.3:22, Еф.1:21, Кол.2:15).

Соответственно, и в новозаветном богословии словом «мир» обозначаются не только «пространственные» категории (т.е. «обитаемая суша», «вселенная», «мироздание» и т.д.), но и более отвлеченные смыслы, такие как «общность всех поднебесных обитателей», «действующие в этой среде силы», и даже «совокупность всех происходящих там событий, явлений и процессов».

Кроме того, в ветхозаветных священных текстах ни одно из «пространственных» понятий не проявляло признаков «сознательности» и «разумности», — а в глобальном противостоянии добра и зла никогда не представляло исключительно одну сторону (света или тьмы).

Но новозаветное понятие «мир» и в этом аспекте выглядит иначе: более-менее «пассивный» и «нейтральный» смысл у слова κόσμος сохраняется только в отдельных утверждениях синоптических Евангелий:

Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14)

поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы - сыны лукавого (Мф.13:38)

…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф.16:26, то же в Мк.8:36, такой же смысл в Лк.25:25)

Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала (Мк.14:9)

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк.16:15)

.

При этом другие евангельские свидетельства наделяют «мир» признаками, которые свойственны исключительно царству тьмы и нечестия:

Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их (Мф.4:8)

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф.18:7)

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том (Лк.12:29–30)

.

Что касается апостольских посланий, — в них «κόσμος-мир» окончательно утрачивает «нейтральность» и обретает черты разумной глобальной силы, проявляющей себя качествами, состояниями и действиями, имеющими вполне очевидную нечестивую направленность.

(Например, митрополит Антоний (Храповицкий) в книге "Молитва русской души" очень точно отмечает, что в новозаветное время «…мир действует как известная, сознательная, а отчасти как бессознательная сила в каждом поколении людей»)

Причем несмотря на то, что в зависимости от контекста понятие «мир» может иметь различные смысловые оттенки, и разделяться в самом себе на враждующие стороны, и т.д., — в отношении Церкви «мир» всегда проявляет себя как нечто единое, а действует исключительно как нечто враждебное.

Другими словами, большинство утверждений, в которых присутствует слово κόσμος, свидетельствует о том, что именно «мир сей» является самым заметным, и при этом самым враждебным для земной Церкви «действующим лицом» новозаветной истории.

Более того, все авторы новозаветных Писаний в этом отношении абсолютно единомысленны: и ап. Петр, и ап. Павел, и ап. Иаков обозначают словом «мир» нечто единое и цельное, — но в зависимости от обстоятельств способное проявлять и отдельные, достаточно узкие аспекты своего антихристианского и богоборческого «наполнения».

Так, например, новозаветные тексты представляют неотъемлемой частью «мира» не только людей («…всего этого ищут люди мира сего…», Лк.12:29), — но и ангелов, подлежащих суду:

Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные [дела]? Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более [дела] житейские? (1 Кор.6:2–3)

.

Сам «мир» представляется средой, исполненной сквернами, похотями и нечестием, — поэтому «погружение в мир» не позволяет верующему человеку достигать очищения, освящения и святости:

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак.1:27)

Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет.2:20)

…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью (2 Пет.1:4)

…чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит.2:12)

.

Обычаями мира являются грехи и преступления, в которых (и только в них) воплощается нечестивая и разрушительная воля диавола:

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф.2:1-2)

.

А поскольку буквально в каждом из своих проявлений «мир сей» прямо или косвенно противопоставляется положению, свойствам, качествам и действиям Церкви Христовой, — вполне очевидно, что жизнь в христианской вере несовместима с жизнью, подчиненной традициям и духовным законам поднебесного мира, в результате чего христиане вынуждены удерживать между собой и «миром» определенную «духовную дистанцию», которая в конечном счете отделяет от мира всю Апостольскую Церковь (напр., Иак.1:27, 2 Пет.1:4 и т.д.).

Кроме того, весьма знаменательно, что ап. Павел связывает со словом «мир» самые сложные для осознания смыслы и понятия, напр.:

  • «образ мира» («…и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего», 1 Кор.7:31);
  • «вещественные начала мира» («Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира», Гал.4:3);
  • «стихии мира» («Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу… Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений "не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"», Кол.2:8,20–21)

.

Причем в этом смысле даже сам факт существования небуквальных понятий, имеющих столь высокую степень абстракции, свидетельствует о том, что понятие «мир сей» не ограничивается территориально-пространственными категориями, но включает в себя и невидимые основы, и устройство, и состояние всего ветхого творения, а также весь спектр мотивов, целей и действий, присущих «поднебесной вселенной» и ее «природным» обитателям.

Так или иначе, несмотря на то, что библейское понятие «мир» достаточно сложное, и имеет различные смысловые оттенки, и не определяется вне общей системы взглядов и убеждений, свойственных христианскому богословию, — все авторы новозаветных текстов употребляют это понятие так, как будто ни один из аспектов его многоуровневых смыслов никаких пояснений не требует и будет верно восприниматься христианами все то время, пока Церковь Христова возвещает в народах их апостольское слово.

.

...............................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Образ «мiра сего» в трудах ап. Иоанна Богослова

Предыдущая статья: Духовная весна на вселенском пожаре (70 г. от Р.Х.)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #что означает понятие «мир сей» #что и кто входит в понятие «мир сей»