Первая печатная реклама появилась в Российской империи вместе с первыми газетами в 18 веке, но она была примитивной и ставила покупателей перед фактом: "Продается то-то", "Открылся такой-то магазин"...
Стремительного развития реклама получила в конце 19 века. В то время существовало огромное количество услуг и товаров, и конкуренция между предпринимателями была весьма неплохая. Чтобы выделиться из толпы, нужно было креативить. А у крупных предпринимателей даже были свои рекламные отделы. Для рекламщиков издавались пособия и руководства, причем данные в них советы актуальны по сей день.
Предприниматели использовал все инструменты того времени: объявления и статьи в газетах, вывески в витринах магазинов и на фасадах домов, красочные прейскуранты.
Вот, что советовали специалисты по рекламе в дореволюционной России:
- тщательно изучать свою аудиторию и её потребности,
- правильно выбирать площадку,
- для разных площадок нужно выбирать разную стилистику и форматы объявлений. Например, юмористическая реклама для массовых изданий, для серьезных изданий - скромная и ёмкая реклама.
- Изучать конкурентов.
- Маскировать под редакционную статью или беллетристику.
- Создать интригу, заинтересовать читателя, приукрасить и даже преувеличить.
- Анализировать результаты рекламной кампании.
Были у крупных магазинов и компаний свои программы лояльности для постоянных покупателей, за крупные покупки они дарили подарки.
А особо креативные предприниматели могли и хайпануть, чтобы заявить о своем товаре.
Один из ярких примеров того времени - предприниматель Николай Шустов, владелец небольшого винокуренного заводика. Чтобы сделать свою продукцию популярной, он нанимал студентов, которые ходили по кабакам и громко требовали налить им «шустовской водки», а если оной не было (а ее, само собой, не было) — затевали драку. Так, владельцам кабаков пришлось закупать эту саму водку на случай, если снова придёт нетрезвый дебошир и начёт ее требовать.
#реклама #маркетинг #историярекламы #рекламадореволюции #рекламавРоссии