При подготовке к ЕГЭ по любому предмету важен комплексный подход: надо понять теорию, усвоить алгоритм рассуждений и отточить практические навыки. Мы сделали подборку из 5 пособий, которые позволят системно и эффективно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку.
*NB! В каждом случае речь идёт об изданиях 2023 года, более ранние не подойдут, так как в них не учитываются актуальные изменения в материалах ЕГЭ.
«Русский язык. Твой курс подготовки к ЕГЭ», А. Г. Нарушевич
Данное пособие подходит для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ и служит подспорьем в работе учителя или репетитора:
1. Задания распределены по тематическим блокам, которые проверяются на ЕГЭ: анализ текста, орфография, пунктуация и т. д.
2. Каждый блок включает пояснение о том, какие темы и навыки он проверяет.
3. В каждом блоке есть теоретическая справка. Задания на отработку конкретных тем и правил начинаются только после неё.
4. Ответы к заданиям, расположенные в конце книги, прокомментированы — ученик узнаёт аргументацию, почему надо было ответить именно так, и избежит ошибок в будущем.
5. Пособие включает актуальный словарь паронимов, орфоэпический словарь и справочник с окончанием имён существительных в именительном и родительном падеже множественного числа.
Данное пособие не является панацеей, которая точно поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов. Однако оно поможет школьнику повторить теорию, натренировать решение заданий и проверить себя, что уже большой плюс к подготовке!
«Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Анализ текста», В. В, Маслов, Ю. Л. Бондарцова
ЕГЭ по русскому языку в 2023 году включает 9 заданий, связанных с анализом текста: №1–3, 22–26 и 27, в каждом их которых проверяются конкретные знания и навыки. Это треть всех заданий экзамена. Поэтому ученикам, нацеленным на высокие баллы, критично важно освоить теорию и отточить её на практике.
Пособие помогает в этом таким образом:
1. Оно содержит два диагностических теста: тот, что в начале книги, позволяет определить исходный уровень знаний, тот, что в конце, — отследить прогресс.
2. Представлены алгоритмы решения типовых заданий и теория, помогающая освежить знания.
3. В разборе заданий авторы делают акцент на том, чтобы школьник учился понимать, что именно от него требуется и к какому ответу он должен прийти.
4. Тренировочные варианты распределены по блокам заданий ЕГЭ: сначала идут упражнения на отработку заданий №1–3, потом — варианты для заданий 22–26 и 27.
Таким образом, сначала ученик изучает алгоритм рассуждения и теорию к конкретному типу заданий, а потом отрабатывает навык.
5. Пособие включает образцы бланков ЕГЭ и инструкцию по их заполнению.
Его можно использовать и в школе, и дома. Например, учитель может разобрать с учениками теорию, а на дом дать прорешивать варианты. Также школьники могут заниматься по ним самостоятельно — всё написано просто и понятно, для самоконтроля предусмотрен блок с ответами на задания.
«Русский язык. Трудные задания ЕГЭ. Пишем сочинение», А. Г. Нарушевич, О.М. Александрова, И. Н. Добротина
Сочинение-рассуждение — самая сложная часть экзамена по русскому языку. Она требует от ученика продвинутых аналитических навыков: нужно правильно интерпретировать исходный текст, выделить в нём смысловые части, сформулировать проблематику и позицию автора и пр.
Поэтому данное пособие предлагает системный подход к обучению и помогает научиться писать сочинение именно так, как требуется на ЕГЭ. Оно включает:
1. Подробную теоретическую часть.
В ней поэтапно и с примерами расписана стратегия работы с исходным текстом и алгоритм создания сочинения в том виде, в каком требуется на ЕГЭ.
Автор приводит по несколько способов формулирования проблемы, её комментирования, показывает, как могут выглядеть созданные в соответствии с предложенным алгоритмом фрагменты сочинения или сочинение полностью.
2. Практикум по написанию сочинений.
Он включает ряд исходных текстов и сопутствующие задания, которые помогают школьнику научиться формулировать авторскую и собственную позицию, приводить уместные литературные аргументы и т. д.
В каждом случае ученику после разбора заданий предлагается написать сочинение.
3. Примеры сочинений по представленным в пособии текстам-исходникам. Каждое из них выглядит как таблица, где слева обозначены элементы композиции текста, а справа — фрагменты сочинения, которые ей соответствуют.
4. Шпаргалку с типовыми клише для написания сочинения.
5. Примеры проблематики текстов ЕГЭ.
Заявлены проблемы, которые либо зачастую не очень понятны ученикам, либо вызывают трудности в плане литературных аргументов.
Например, одна из проблем в разделе «Человек и природа» — «Как уберечь мир от экологической катастрофы?». Обычно ребята с трудом вспоминают, в каких произведениях что-либо говорилось на эту тему. Поэтому нужно, чтобы учитель/репетитор подсказал им нужную книгу (в данном случае, допустим, «Небольшое отступление от темы» К. Паустовского, где он рассказывает о неудачливом рыбном браконьере), помог разобрать проблему.
6. Ответы на типичные вопросы школьников о том, каким должен быть объём сочинения, сколько времени на него можно потратить, всегда ли нужно соглашаться с автором текста и пр.
7. Подробно прописанные критерии оценивания.
Такой системный подход выглядит понятно и просто. Но в реальности заниматься по этому пособию в одиночку смогут только сильные ученики с отточенными навыками анализа и рассуждения.
Поэтому самый оптимальный способ работы с этим пособием — разбирать на уроке исходные тексты и вопросы из практикума, таким образом развивая у ребят нужные навыки, а на дом оставлять написание сочинения.
«ЕГЭ по русскому языку. Как научиться писать сочинения. Шпаргалка по изящной словесности», О. С. Андреева
Пособие Ольги Андреевой предназначено для углублённой подготовки к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, оно не подойдёт для самостоятельных занятий школьника.
Как и пособие Нарушевича, оно помогает ученику разобраться в том, как определить проблему текста и авторскую позицию, как грамотно ввести свой комментарий и снабдить его аргументами и пр. Автор предлагает по несколько стратегий к каждому пункту, приводит примеры в виде таблиц. В пособии также предлагается гайд по критериям оценивания сочинения.
При этом Андреева делает особый акцент на том, чтобы ученик обрёл навык проникать в суть авторского высказывания, выстраивать диалог с автором и писать нешаблонные тексты, включая воображение и нестандартное мышление. Для этого она:
1. Посвящает целую главу развитию навыка интерпретации текста.
2. Предлагает нестандартные задания. Например, ученикам надо доказать, что в тексте НЕ освещается определённая проблема, сформулировать проблему текста, отталкиваясь от позиции автора или отредактировать чужое сочинение.
3. Предлагает задания для работы в группах, чтобы ребята приходили к ответу в результате столкновения разных позиций и обсуждения.
4. Посвящает отдельные главы работе по устранению речевых и грамматических ошибок.
5. Показывает на практике, как воплотить рекомендацию разработчиков ЕГЭ использовать аргументы не только из классической русской литературы. Например, в числе предлагаемых для разбора текстов присутствуют песни рэпера Басты и стихотворения актёра Валентина Гафта.
Педагог может использовать отдельные задания и методические приёмы на обычных уроках. Полноценная работа с пособием, скорее всего, будет возможна на дополнительных занятиях, в профильных филологических классах или в формате репетиторства, так как тайминг школьного урока ограничен.
«ЕГЭ-2023. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты», ред. И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского
Ирина Цыбулько — ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководящая федеральной комиссией разработчиков материалов ЕГЭ по русскому языку.
Поэтому большинство опытных учителей и репетиторов, которые готовят ребят к ЕГЭ, каждый раз ждут новое издание экзаменационных вариантов под её редакцией. Ведь она, как никто, знает, «что будет на ЕГЭ», и, кроме того, эти же варианты могут попасться кому-то на реальном экзамене.
Пособие действительно помогает окунуться в атмосферу ЕГЭ. Оно включает:
1. Пример экзаменационного бланка.
2. Инструкцию по его заполнению, образцы записи ответов, пояснения по таймингу экзамена.
3. Полноценные типовые варианты экзамена с поправкой на изменения 2023 года.
4. Критерии оценивания и правильные ответы.
5. Таблицу достижений, в которой нужно отмечать заработанные в каждом задании определённого варианта баллы. Она поможет отследить слабые места и прогресс ученика.
В пособии нет теоретических комментариев, подсказок, алгоритмов рассуждения. Оно рассчитано на проверку усвоенных знаний, выявление проблемных тем и тренировку решения заданий в формате ЕГЭ.