Найти в Дзене

«Вавилонская блудница» и пророчества о «надменном человеке» (Откр.17 – Откр.18, Авв.2)

Оглавление

.

.

В предыдущей публикации подробно и обстоятельно обсуждалось, почему первым и самым близким прообразом загадочной «вавилонской блудницы» из книги Откровение является «женщина в ефе», прорисованная пророку Захарии в особом видении, посвященном событиям новозаветных времен. Причем совокупность обозначенных в этом видении свидетельств позволяет утверждать, что собирательный образ «женщины-нечестия» не ограничен ни отдельными странами, ни мировыми и «экзотическими» религиями, ни какими-то нечестивыми организациями и преступными сообществами, но соединяет в себе всех без исключения земных «татей» (т.е. воров и разбойников) и всех без исключения «клянущихся ложно» (сравн. – «... это образ их по всей земле», Зах.5:6).

Однако «женщина-нечестие», помещенная в ефу и отправленная «в землю Сеннаар», — не единственный ветхозаветный прообраз загадочной «вавилонской блудницы», суд над которой описан в главах 17 и 18 книги Откровение.

Очень похожий собирательный образ прорисован в книге пророка Аввакума, где наряду с панорамами конца времен возвещается суд над неким «надменным человеком», который подобен «бродящему вину» и не ограничивается одной нечестивой личностью, но проявляется буквально по всей земле:

И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменитсяНадменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою как ад, и как смерть он ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена. Но не все ли они будут произносить о нем притчу и насмешливую песнь: "горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, - на долго ли? - и обременяет себя залогами!" Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем (Авв.2:2-8)

.

Причем можно заметить, что суд над «вселенским надменным человеком» вершится не с неба, а со стороны тех, над кем такой человек имел определенную власть, что в точности соответствует образам и свидетельствам, посвященным падению «великой вавилонской блудницы» (сравн. – «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее», Откр.17:16).

Кроме того, в пророчестве Аввакума, как и в главе 5 книги Захарии, упоминаются «камни и перекладины» некоего «нечестивого дома», на который в последние дни обрушится Божественное возмездие (Зах.5:3-4), — а чуть далее по тексту «дом надменного человека» представляется не обычным рукотворным зданием, но «укрепленным городом кровей»:

Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. Камни из стен возопиют и перекладины из дерева будут отвечать им: "горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!" (Авв.2:9-12)

(Здесь весьма знаменательно, что «городом кровей» в ветхозаветных текстах именуются многие великие города, т.е. и Иерусалим, и Ниневия, и т.д., каждый из которых есть образ всего ветхого мира, сравн. – Иез.22:2-4; Иез.24:6-10, Наум.3:1-6 и т.д.)

Более того, далее пророк Аввакум свидетельствует о том, что в единый день суда и возмездия откроется «срамота надменного человека», — а на весь его «дом» и на обустроенный им «город кровей» будет излита чаша совершенно особенного «огненного» гнева, сравн.:

Вот, не от Господа ли Саваофа это, что народы трудятся для огня и племена мучат себя напрасно? Ибо земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море. Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою (Авв.2:13-16)

(Сравн. – «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу..., и обнажат... и сожгут ее в огне», Откр.17:16)

Таким образом, все то, что возвещалось в книге Откровение тремя летящими Ангелами (Откр.14:6-11), а затем подробно описывается в главах 17 и 18, в точности соответствует ветхозаветному пророчеству, адресованному «надменному человеку» и устроенному таким человеком «дому» и «городу». И хотя адресатом Божественного гнева в свидетельствах Откровения в буквальном смысле выступает не «надменный человек» и «город кровей», а «надменная блудница» и «великий Вавилон», — пророчество Аввакума и панорамы последнего суда над «великой вавилонской блудницей» подобны друг другу до мельчайших деталей, сравн.:

.

«Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв.2:12):

  • «…жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим» (Откр.17:6)
  • «…в нем (т.е. в городе) найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» (Откр.18:24)
  • «…и взыскал кровь рабов Своих от руки ее» (Откр.19:2)

.

«Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!» (Авв.2:15):

  • «…подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр.17:1-2)
  • «…и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее, и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» (Откр.17:4-5)
  • «…ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы» (Откр.18:2)
  • «…Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим» (Откр.19:2)

.

«Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, - обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою», (Авв.2:16):

  • «…тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его» (Откр.14:10)
  • «…одно из четырех животных дало семи Ангелам семь золотых чаш, наполненных гневом Бога, живущего во веки веков» (Откр.15:7)
  • «…и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его» (Откр.16:19)
  • «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое» (Откр.18:6)

.

Другими словами, в самом общем смысле возможны всего два варианта разумения пророческих образов «великого вавилона»: либо эти свидетельства никак не связаны с ветхозаветными пророчествами Захарии и Аввакума, и в них прорисован новый загадочный персонаж, о котором пророки Ветхого Завета ничего не говорили, — либо суд над блудницей продолжает и завершает и видения Захарии, где пророку была показана некая женщина-нечестие, поставленная «в земле Сеннаар» на соответствующую ее сущности основу (Зах.5:11), и пророчества Аввакума о последнем и окончательном суде над «вселенским надменным человеком».

Причем с учетом всего вышесказанного верным представляется только тот вариант, в котором ветхозаветные пророчества и свидетельства Откровения рассматриваются в одном и в едином новозаветном смысле.

Что касается иносказания об «ограничении нечестия», прорисованного пророку Захарии в образе «пророческой ефы», — в те времена, когда мера отступлений и преступлений ветхого мира была далека от исполнения, «ефу вселенских беззаконий» еще возможно было «поднять» и «перенести» (что и видит, и описывает пророк Захария).

Соответственно, и окончательный суд над вселенским нечестием и беззаконием оставался делом далекого будущего (сравн. – «ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится», Авв.2:3).

Однако во времена Нового Завета, когда все возможное зло уже обличено и осуждено, мера беззакония ветхого мира наполняется очень быстро, о чем кроме всего прочего свидетельствует и тот «пророческий свинец», которым перед «отправлением в Сеннаар» был запечатан рот «женщины-нечестия» (Зах.5:8).

(Здесь можно пояснить, что свинец характеризуется высокой плотностью, т.е. «особой тяжестью», отсутствием прочности и легкоплавкостью, а в Св. Писании этот металл упоминается в первую очередь как «вредная примесь», от которой очищают золото, Ис.1:25. Поэтому несмотря на то, что в видении Захарии все выглядит так, как будто перед переносом «женщины в ефе» в Сеннаар-Вавилон ее уста «запеча-тываются», — в иносказательном смысле свинцовый камень, брошенный «на отверстие» женщины–блудницы, свидетельствует о «свинцовой тяжести» тех нечестивых слов, которые изливаются из ее уст и исполняют ефу ее преступлений и беззаконий)

Более того, в совокупности всех вышеупомянутых пророческих образов открывается удивительно точное и весьма знаменательное противопоставление, в рамках которого две масличные ветви золотого светильника (образ Церкви Христовой) изливают из себя «золото» (сравн. – «…что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?», Зах.4:12), — а всякое нечестивое и ложное слово, выходящее из уст беззаконников, обретает тяжесть свинца и очень быстро наполняет пророческую ефу, положенную одновременно и мерой, и духовным пределом для всех преступлений и беззаконий ветхого мира, сравн.:

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф.12:34-37)

.

А это означает, что вся возможная история «великой вавилонской блудницы» может и будет продолжаться исключительно до того предела, при достижении которого попущенная ей мера беззаконий окажется исполненной «до самых краев» (подобный образ упоминается и в Дан.8:23, и в Мф.23:32, и т.д.). При этом «свинцовая тяжесть» свойственных ей слов и поступков есть еще одно свидетельство о временах и реалиях Нового Завета, когда истинный свет уже явлен, и Божественные истины уже возвещены во всеуслышание, поэтому никакого оправдания для беззакония и нечестия просто не существует.

(Здесь можно отметить, что понятие «тать» в буквальном смысле обозначает «воров», «грабителей» и «разбойников». Однако обычные воры и разбойники не могут расхищать «духовное имение», так как оно представляет собой не буквальные богатства, а те человеческие свойства и качества, которые имеют ценность для вечности.

В то же время, в духовном смысле воровством является любая попытка присвоения чужого нематериального имения, а разбоем — любое «насильственное» лишение человека того, что принадлежит ему по истине. Так что библейскими «татями» являются все клеветники, и все лжесвидетели, и все лжецы, хамы и злоречивые, и все богохульники и т.д., которые расхищают или присваивают чужую славу, честь, достоинство и доброе имя, а в конечном счете вводят в соблазн и пытаются расхищать потенциально бессмертные человеческие души.

Другими словами, под определение «дом татя», который поражен духовной проказой и обречен неугасимому огню геенны, подпадают все системы и все человеческие деяния, которые строятся и совершаются как адептами ложных вер, так и теми, кто находится вне любой веры, — ведь в свойственных им «разбойничьих» действиях проявляется внутренняя порочность «надменного человека», вся деятельность которого совершается от себя и для себя, но без Бога и против Бога, и по сути представляет собой строительство «вселенской Вавилонской башни», сравн. – «Ибо она говорит в сердце своем: «сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!», Откр.18:7)

Так или иначе, при рассмотрении образов «великого вавилона» и «жены- блудницы» в едином смысле с пророческими свидетельствами Аввакума и Захарии, панорамы Откровения обретают всеобщий смысл и вселенский масштаб (так, и свт. Андрей Кесарийский говорит о том, что «вавилонская блудница» есть «вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое»), — а все более узкие варианты разумения этих образов представляются его (ее) частными проявлениями и не могут претендовать на смысловую и пророческую полноту.

(Соответственно, и суд над «великой вавилонской блудницей» не ограничится ни Ватиканом; ни Голливудом, Лос-Анджелесом и Соединенными Штатами; ни глобальной «мировой паутиной»; ни глобальным рынком товаров и услуг; ни мировой банковской системой; ни колдунами, астрологами и саентологами, и т.д., и т.п., но означает конец истории всего без исключения беззакония и нечестия, что в точности соответствует всем прочим новозаветным свидетельствам, в число которых входят и панорамы глобального противостояния мира и Церкви, и противопоставление Невесты и блудницы, одна из которых приходит ко спасению, а другая к погибели, и т.д.)

.

................................................................................................................................................

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Суд на великой блудницей, «сидящей на водах многих» (Откр.17:1-2)

Предыдущая статья: О библейских смыслах образа «вавилонской блудницы» (Откр.17 – Откр.18)

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (все стихи книги Откровение по порядку, обновляется)

#толкование апокалипсис Откровение Иоанна Православная Церковь #Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою, Авв.2:12 #Надменный человек, как бродящее вино расширяет душу свою как ад и как смерть он ненасытен, Авв.2:5 #один из семи Ангелов сказал мне: я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих, Откр.17:1