Найти тему

Почему нам не хочется учиться: лень или внутренний блок

Оглавление

Еще полвека назад люди жили и работали просто и ясно. После обучения многие без особых проблем получали рабочее место и трудились там практически всю сознательную жизнь. Конечно, были и исключения из тех, кто делал карьеру или часто переезжал, но каждый второй работал на одном месте по 20-30 лет.

Стремительный XXI век все исправил: теперь человек меняет нанимателя раз в 3-5 лет, и никто не удивляется, когда люди уходят из привычной сферы деятельности чуть ли не в противоположную. Но вместе со свободой пришли и свои сложности. Теперь один из самых ключевых навыков при трудоустройстве — умение постоянно обучаться.

Непрерывное образование

Постоянная модернизация отраслей, внедрение инновационных технологий, исчезновение одних специальностей и появление других, новые задачи и новые вызовы — все это под силу перенести только тем, кто способен учиться и самообучаться, разучиваться и переучиваться. При этом увеличивается и продолжительность жизни — карьеры нынешней молодежи могут затянуться до 60 лет. Планировать профессиональный путь такой длины физически невозможно. Уже сейчас в продвинутых компаниях проводят постоянные тренинги, курсы, отправляют сотрудников на крутые конференции и митапы. Люди и сами берутся за книги и слушают лекции — чтобы успевать за ростом индустрии.

Те, кто не в состоянии принять новые правила, будет довольствоваться малым, а в тяжелых случаях может быть выброшен на обочину дороги жизни.

Как мы учимся

В детстве игровая деятельность перетекает в учебную тогда, когда ребенок старается преодолеть пропасть между собой и родителями, пытается копировать их, подражать в мелочах. Учеба становится возможностью преодолеть свое несовершенство, избавиться от недостатков, подняться на ступеньку выше.

Взрослый человек ходит на работу трудиться — создавать мощные проекты, внедрять оригинальные идеи, продвигать свои мысли, узнавать новое и расти. Даже в самом, казалось бы, простом труде взрослый человек способен увидеть возможности. А если вы ходите в офис, чтобы делать ненавистные, скучные, рутинные вещи, и за это вам дают зарплату, по факту — это та же детская игра. Просто правила здесь чуть утомительнее.

-2

Почему у одних получается, а у других нет? Почему не хочется ничему учиться, а работа превращается в тяжкую повинность? Да просто вас не научили (в детстве, в школе и т.д.) обучаться, извиняюсь за тавтологию. К этому могут добавиться и внутренние факторы.

Причины нежелания обучаться

  1. Лень и прокрастинация. В обоих случаях есть устоявшиеся паттерны поведения, которые блокируют желание учиться. Вы не можете приступить к учебе, мозг ощущает обучение как непосильное бремя и транслирует вам: это невыносимо трудно, а если начнете — потом вообще втянетесь и мало не покажется.

Запомните: наш мозг лентяй по своей природе! Он стремится к энергосбережению, он ждет от хозяина вечного отдыха, он эволюционно постоянно отвлекается на малейшие внешние раздражители. А обучение — это гигантская трата энергии и обязательная концентрация. Поэтому на любой пинок с вашей стороны мозг непременно выдвинет заботливые аргументы, почему вам не стоит заниматься учебой прямо сейчас. И этому надо учиться противостоять.

  1. Усталость. Мешать обучению может и накопившаяся за большой период времени усталость. Тогда сначала нужно решить вопрос со своим состоянием, а потом приступать к обучению. Аналогично с хроническими заболеваниями и гиповитаминозами — плохая еда, недосып, слабость, вялость и утомляемость никак не способствуют повышению обучаемости.
  2. Мотивация. Вам не хочется учиться, потому что вы не видите в этом смысла. Руководство отправило вас на курсы — но у вас нет желания развиваться профессионально в маркетинге. В глубине души вы видите себя ландшафтным дизайнером. Или же на тренинге попался коуч, совершенно не знающий предмет своей деятельности. В бюджетных организациях с этим часто вообще туго: повышение квалификации выглядит как бессмысленные лекции и бессмысленные тесты, ответы на которые приходится заучивать заранее.
-3
  1. Распространенная проблема: хочется спать, когда начинаю учиться. Это действительно мешает: мозг сознательно переходит в более комфортное состояние при чтении сложной профессиональной литературы или попытке сосредоточиться на словах спикера. Его надо взбодрить (ниже расскажу, как).

Как это — уметь учиться?

Взрослые учатся не так, как школьники. Взрослый человек учится через проектно-проблемный подход. Ставится и рассматривается проблема, затем она обсуждается на основе уже имеющегося опыта. Именно опыт становится базой для последующего развития. Выглядит это так:

  1. Вы понимаете, что столкнулись со сложной проблемой. При здоровой психике человек не станет паниковать или зацикливаться на невозможности/сложности решения. Он переформулирует проблему в задачу и будет думать, что ему сделать, чтобы решить ее.
  2. Вы рефлексируете и анализируете. Ищете способы, правила, знания — все ресурсы, которые могут помочь справиться.
  3. Иногда способ не подходит или не находится. Вот тут мы начинаем учиться — идем искать информацию в интернете, спрашиваем у коллег, у знакомых, ищем ответ в книгах, смотрим лекции.
  4. Найденное решение отвечает запросу лишь частично. Вы ищете другие варианты и способы, а затем выбираете наиболее адекватное и проверяете в деле.

Такое запоминается в тысячу раз лучше и легче, чем учебники и чужой опыт, переданный на словах.

Как правильно организовать обучение

Итак, как заставить себя учиться, если не хочется?

Найти мотивацию. Иногда имеет смысл поменять профессию (или работодателя), если вы не видите смысла развиваться в отрасли. Или же воспринять обучение как шанс вырваться из надоевшего мира и поднять свою карьеру на новый уровень.

Равномерно распределять силы. Если вы пашете с утра до вечера, потом занимаетесь домашними делами и еще делаете вечером уроки с детьми — тут не до обучения. Нужно искать время на отдых, делегировать обязанности и, как советуют психотерапевты, вообще полюбить себя).

Бороться с ленью и прокрастинацией. Главный их противник — увлеченность своим делом (см.пункт первый). И самоанализ — с какими сложностями вы сталкиваетесь? Некоторые не могут начать, некоторые — продолжить или завершить обучение. Копайте, ищите причины — и боритесь с конкретным врагом.

Обманывать мозг. Взбодрить мозг можно при помощи яркого освещения, свежего прохладного воздуха, некомфортных условий. Умойте лицо холодной водой или примите душ. Занимайтесь на слегка голодный желудок — процесс переваривания пищи отбивает всю тягу к наукам. Если вы ляжете читать на диван и приглушите свет, ваша голова непременно захочет вздремнуть. Только хардкор, только рабочий стол и жесткий стул). Во время обучения осмысливайте прочитанное, делайте заметки, ищите дополнительную информацию, цепляйтесь за интересные факты.