Найти в Дзене
Журнал "Лучик"

Что такое трансцендентность?

Оглавление

После предыдущей статьи многие попросили ответить на этот вопрос. Что ж, давайте попробуем! Внимание на картинку. Скажите пожалуйста, что перед вами?

Кто сказал "трубка"? Э, не-е-ет... Торопиться не надо, торопиться не надо! Разве не видите, что внизу написано "се не паз ун пип" – "это не трубка"?

-2

А что же это тогда? Ну, давайте попробуем ещё раз. Что перед вами?

-3

Картина? Уже теплее... Да, вообще это картина художника Рене Магритта, которая называется "Вероломство образов". Но и этот ответ неточный. Потому что перед вами не сама картина, а лишь её зрительный образ на экране телефона или компьютера...

("Ну вот, опять "Лучик" всё усложняет...")

Помилуйте! Так ведь если не "усложнять" – не докапываться до точных значений, то ни спутник в космос не полетит, ни автомобиль не заведётся, ни каши вкусной не сваришь!

-4

Вы же сами просили про трансцендетность! А "трансцендентность" без "нóумена" и "фенóмена" – деньги на ветер.

Итак, мы воспринимаем не сами вещи – а образы вещей. "Воспринять саму вещь" мы можем только когда её едим. "Восприму-ка я тарелочку борщеца!"

-5

...В остальных случаях наши органы чувств воспринимают не вещи, а образы вещей: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные...

Но образ вещи – ещё далеко не сама вещь. Помните притчу о слепых мудрецах, которые наощупь изучали слона?

-6

Тот, которому достался хобот, говорил, что слон – это большая змея, тот, кому хвост, – что верёвка, кому бивень – что копьё, и так далее.

Мы, как эти мудрецы, часто воображаем совсем не то, что есть на самом деле! Вот, например... Юноша говорит девушке "я тебя люблю".

-7

Как она его понимает?

Примерно так: "Я хочу принадлежать тебе и только тебе, хочу о тебе заботиться, хочу сделать твою жизнь яркой и интересной..."

А что он имел в виду? "Хочу чтобы ты принадлежала мне и только мне, чтобы моя жизнь стала яркой и интересной... Ну и, конечно, будет неплохо, если ты будешь обо мне заботиться, – борщец я люблю".

-8

А Платон считал, что мы не "часто", а ВСЕГДА видим и понимаем мир неправильно! Мы видим не сами вещи (явления, события), а только тени" вещей. Иллюстрировал он это следующим примером:

-9

Ну, нам с вами сегодня будет понятнее другая картинка:

-10

Она, кстати, прекрасно отвечает на вопрос "а зачем всё это вообще". Вот именно затем, что...

«...Достоинство человека состоит в том, чтобы не отводить глаз от правды, не дать себя вовлечь в работу массового зла и неразумия».

...а для этого приходится упорно и нудно, не полагаясь на чувства и эмоции, докапываться до истины...

-11

Ну вот, а теперь "нóумен" и "фенóмен".

  • Ноумен – это вещь сама по себе – независимо от того, что мы о ней знаем и думаем. (Не "змея" и не "верёвка" – а, предположим, слон.)
  • Феномен – это вещь как мы её воспринимаем (и понимаем).

Вот – слева "ноумен", справа "феномен":

-12

Или так: мы думаем, что это министерство культуры (феномен), а на самом деле (ноумен) – прачечная по отмывке бюджетных денег.

-13

(ПРИМЕЧАНИЕ: мы имели в виду министерства культуры других государств, конечно.)

Но кроме политики, пропаганды, щебета влюблённых, борща и других прекрасных вещей существует ещё так называемая "сфера духа", или "высокое". Это философия, религия, искусство, музыка, поэзия и этика. (Наука – тоже "высокое", но она сама себя в этом ряду не мыслит.)

Так вот слова "трансцендентность", "трансцендентное" имеют отношение именно к этой сфере высоких смыслов.

Трансцендентное – это ноуменальное.

(Ну вот, видишь, "Лучик", можно же коротко и ясно сказать!)

Трансцендентность – это мир истинных смыслов, не искажённых и не изувеченных человеческим восприятием. Это то, до чего людям никогда не дотянуться своим умишком. То, что неподвластно опыту. Не увидишь – а если увидишь, то совсем не то. Не услышишь, не понюхаешь, не пощупаешь – а если пощупаешь, скажешь "большая змея" или "верёвка".

А на самом деле... слон? Нет. Какой там слон...

-14

Ладно. Не будем вас больше мучить. В одной детской книжке ("Там, вдали за рекой" Юрия Коринца) есть эпизод, который прекрасно объясняет, что такое "трансцендентное".

Дядя рассказывает племяннику захватывающую историю, решающую роль в которой сыграла какая-то штука, которую дядя никак не описывает и не объясняет, а говорит лишь, что это был "этвас" (по-немецки – "нечто", etwas).

Мальчик допытывается у него, что это было, но дядя не говорит. Тогда мальчик пытается нарисовать этвас. Дальше – внимание, в этом отрывке всё буквально вопит о трансцендентности:

Я приносил дяде рисунок и говорил:
— Вот!
— Что это? — спрашивал дядя.
— Этвас, — отвечал я шёпотом.
— Чепуха! — сердился дядя. — Это просто чепуха, а не этвас!
— Не этвас? Разве это не этвас?
— Это чепуха! — кричал дядя. — Это бездарно!
— А как нарисовать этвас?
— Не знаю! Не имею понятия!
— Как же ты не знаешь! — говорил я чуть не плача. — Ты столько рассказывал мне про этвас, а теперь говоришь, что не знаешь!
— Я прекрасно знаю, что такое этвас! — орал дядя. — Но нарисовать не могу! У меня нет таланта!
— А у меня?
— А у тебя талант! У кого же ещё талант, как не у тебя! Искать надо! Иди и ищи!
— Чего искать?
— Этвас! — ревел дядя.
— Где?
— Доннерветтер! — Дядя выходил из себя. — Ищи в себе! В себе! Рисуй! Работай! И тогда получится этвас!
Успокоенный, я убегал и опять принимался рисовать. Я рисовал как одержимый. Через некоторое время я приносил дяде сразу пятьдесят рисунков. Дядя внимательно рассматривал их. Иногда, схватив какой-нибудь рисунок, дядя вскакивал и начинал бегать по комнате, размахивая этим рисунком.
— Молодец! — грохотал дядя. — Вот это этвас! Это прекрасно! Изумительно! Потрясающе! Это явление! Шедевр! Продолжай в том же духе, и из тебя получится человек.
-15

Вот теперь всё. "Трансцендентность – это великий потаённый смысл, который недостижим, как горизонт, но к которому мы должны стремиться, чтобы из нас получался человек".

-16

С вами был детский журнал "Лучик".

-17

Раньше мы на этом канале рассказывали (ну, во всяком случае, пытались рассказать):

Что такое экстраполяция?

Что такое экзистенциализм?

Чем продолжим? Выбирайте!

Что такое квантовая физика? За эту тему оставьте, пожалуйста, комментарий с цифрой 1.

Что такое архетип? За эту тему проголосуйте цифрой 2.

Спасибо!