Найти в Дзене
Invorica

Основы факторинга по закупкам для малого бизнеса

Оглавление
Факторинг для закупок сырья и материалов
Факторинг для закупок сырья и материалов

Построение грамотного взаимодействия с поставщиками — один из ключевых процессов, от эффективности которого зависят дальнейшая реализация товаров, производство работ или различного рода коммерческих услуг. Издержки логистики, входящие цены, условия отсрочки платежа — все это факторы, определяющие конечную себестоимость и рентабельность продукта. В современных экономических реалиях выделить свободные оборотные средства на оплату поставки удается далеко не всегда — и это может стать проблемой, генерирующей дополнительные убытки. Избежать подобных ситуаций в рамках управления закупочной деятельностью организации помогает факторинг, для торговых предприятий малого и среднего бизнеса зачастую оказывающийся оптимальным решением вопросов, связанных с обеспечением необходимого финансирования.

Общее представление

Несмотря на отсутствие рассматриваемого понятия в содержании положений Гражданского кодекса Российской Федерации, факторинговые сделки регламентируются нормами, содержащимися в главе 43, посвященной вопросам предоставления финансов под уступку права денежного требования. Алгоритм может использоваться при оказании услуг и исполнении работ, закупке сырья или расходных материалов, и подразумевает предоставление средств, требующихся для приобретения ТМЦ, на основании соответствующего соглашения участников. После заключения договора фактор определяет лимит по оплате перед поставщиками, отгружающими товар в адрес обслуживаемого клиента, и самостоятельно погашает образующиеся задолженности.

Схема факторинга
Схема факторинга

Законодатель не требует получения лицензии на данный вид деятельности, что позволяет выступать в роли финансового агента любой коммерческой организации. Чаще всего подобные услуги оказывают банковские учреждения, а также специализированные компании. Расплатившись с контрагентом, посредник фактически становится кредитором, которому покупатель обязан вернуть долг на согласованных условиях, а также выплатить комиссионное вознаграждение. Сроки определяются на этапе переговорного процесса — перечисление комиссии допускается как в виде предоплаты, так и при закрытии всей суммы задолженности.

Цели и задачи закупочной деятельности

Принципом, определяющим порядок действий в рамках бизнес-процесса закупки, выступает решение следующих вопросов:

  • Обеспечение бесперебойных поставок продукции и расходных материалов, необходимых для работы предприятия.
  • Формирование переходящего остатка на случай возникновения проблем с поставщиками, вызванных форс-мажорными обстоятельствами.
  • Поиск вариантов оптимизации, позволяющих снизить себестоимость конечного продукта без потери качества.

Специалисты, работающие по данному направлению, должны иметь четкое представление о специфике рынка, отслеживать актуальные изменения и принимать решения, способствующие повышению рентабельности бизнеса. Найти уникальное решение задач под свой бизнес предлагает платформа Invorica. Указав запросы компании, клиент сможет подобрать финансовый инструмент под конкретную цель – финансирование закупок, пополнение оборотных средств без залога, защита бизнеса и многое другое. Услуга обезопасит бизнес от провалов и позволит предприятию не только оставаться в стабильном состоянии, но и развиваться.

Организация закупок

Стандартный алгоритм действий включает в себя следующие этапы:

  1. Определение потребностей компании с точки зрения ключевых характеристик закупаемых товаров.
  2. Анализ имеющихся запасов, выявление проблемных позиций и расчет объема поставок.
  3. Поиск поставщиков, соответствующих критериям предприятия, рассмотрение коммерческих предложений и согласование контрактов.
  4. Размещение заказов и контроль за исполнением обязательств, желательно — с внедрением технических решений по автоматизации.
  5. Получение продукции, проверка соответствия количественных и качественных параметров, а также сопроводительной документации.
  6. Закрытие сделки — подписание накладных и счет-фактур, подача заявки на оплату, выставление претензий в случае возникновения спорных ситуаций.

Для каждой стадии характерно участие значительного количества исполнителей и информационных потоков, к числу которых относятся внешние поставщики и покупатели, логистический отдел, службы контроля качества и планирования производства. Ошибки, допущенные на любом из этапов, в конечном счете могут стать причиной возникновения убытков, поэтому система управления закупочной деятельностью — это важный элемент, требующий особого внимания со стороны руководства компании.

Принципы построения закупок

Эксперты в области снабжения и категорийного менеджмента рекомендуют придерживаться подхода, основывающегося на шести ключевых тезисах.

  • Планомерность. Хаотичный поиск и приобретение товаров может привести к образованию неликвидного остатка, который портит показатели оборачиваемости и замораживает оборотные средства, занимая место на складе. Грамотная аналитика позволяет избежать подобных ошибок и сократить сопутствующие издержки.
  • Оперативность. Потребность в продукте определяется уровнем потребительского спроса, на который влияет множество внешних факторов. Ответственные специалисты должны ориентироваться в специфике категории, принимая во внимание все нюансы — начиная с конкуренции, и заканчивая сезонностью.
  • Рациональность. При рассмотрении коммерческих предложений следует учитывать не только цену товара, указанную в спецификации, но и сопутствующие аспекты — затраты на логистику, продолжительность отсрочки, сроки поставки, внереализационные бонусы, и т.д.
  • Технологичность. Интеграция в бизнес-процессы современных решений, разрабатываемых специально для оптимизации закупок и автоматизации расчетов, помогает существенно сократить издержки предприятия.
  • Периодичность. Формирование четкого графика позволяет достичь баланса между частотой отгрузок, достаточностью товарного запаса, необходимого для производства или торговли, и закупочной стоимостью продукции.
  • Централизация. Наличие специального профильного отдела позволяет выработать единые критерии, удовлетворяющие интересам компании с точки зрения выбора контрагентов и определения ключевых характеристик приобретаемых позиций, а также упрощает процедуры согласования и контроля.

Документирование факторинга

Для предприятий, обращающихся к услугам факторов, важно грамотно оформлять сопутствующую документацию на каждом этапе реализации сделки. Последовательность действий обычно выглядит следующим образом:

  1. Подписание договора между контрагентами, один из которых обязуется поставить, а второй — принять и оплатить полученный товар в надлежащие сроки.
  2. Заключение трехстороннего соглашения, определяющего основные условия финансирования закупочной деятельности. В содержании прописываются обязанности каждого из участников, дата оплаты комиссии, а также другие нюансы, представляющие значимость с правовой точки зрения.
  3. Отгрузка продукции. Сопровождается подписанием сопроводительных документов — товарных накладных и счет-фактур — удостоверяющих факт поставки и перехода права собственности, и выступающих основанием для возникновения у стороны покупателя задолженности перед поставщиком.
  4. Подтверждение покупателем отсутствия претензий и действительности совершения коммерческой операции перед фактором — как правило, в форме приложения, образец которого согласовывается при подписании трехстороннего договора.
  5. Передача в адрес факторинговой компании оригинальных экземпляров документов по отгрузке, означающая уступку денежного требования. Не требует подписания дополнительного акта приема-передачи в обязательном порядке, что обусловливается содержанием ранее заключенного соглашения. При соблюдении всех условий агент переводит денежные средства на счет продавца.
  6. Подтверждение факта оказания услуг по факторингу путем составления на дату завершения сделки акта, содержащего все реквизиты первичной документации. Счет-фактура, как основание для получения посредником комиссионного вознаграждения, выставляется стороне покупателя в обычном порядке.

Налоговый учет

Отражение в отчетности операций, совершенных субъектом, использующим факторинговое сопровождение, будет выглядеть следующим образом. Читать далее