Один мой родственник уже несколько лет мечтает о новом автомобиле. Мониторит рынок, ищет выгодные предложения, обдумывает разные варианты, взвешивает их плюсы и минусы. Он сопоставляет цену автомобиля и количество денежных средств, которое будет уходить на его обслуживание, страховку и даже амортизацию. В общем, подходит к делу максимально обстоятельно (возможно поэтому до сих катается на старой машине).
Такой подход вполне обоснован, вряд ли кто-то будет отрицать, что приобретение автомобиля - затея не из самых дешевых. Последнее исследование РИА Новости, показывает, что на новый автомобиль граждане России копят, в среднем, 7,6 лет. На диаграмме ниже можно увидеть лидеров и аутсайдеров по этому показателю.
Существует множество различных сервисов, которые значительно упрощают расчет стоимости автомобиля. Например, можно воспользоваться калькулятором Яндекса. И все равно есть основания предполагать, что большинство владельцев автомашин неправильно оценивают стоимость авто.
Mark A. Andor, Andreas Gerster, Kenneth T. Gillingham & Marco Horvath в своем исследовании опросили более 6000 автовладельцев Германии и пришли к выводу, что большинство недооценивает стоимость владения автомобилем, примерно на 52% (240 долларов в месяц.) На графике ниже на вертикальной оси отмечена разница между действительными и предполагаемыми издержками, на горизонтальной оси процент опрошенных водителей.
Авторы исследования утверждают, что объективная оценка автомобиля позволила бы уменьшить их количество на целых 37%.
Почему общество платит за чужое удовольствие?
Приобретая автомобиль, Вы перекладываете часть "расходов" на его содержание на общество. Сюда относится и загрязнение окружающей среды, и риск возникновения ДТП, и шумная работа транспортного средства, и постоянные пробки. Довольно внушительный список, чтобы просто от него отмахнуться.
Подобный эффект в экономике называется экстерналиями и означает разрыв между частными и социальными издержками. Владельцы автомашин не несут полной ответственности за их использования.
Экономисты не теряют надежды, что рано или поздно у каждого появится возможность нести бремя своего выбора самостоятельно. Для этого необходимо точно рассчитать денежный эквивалент издержек, которые ложатся на плечи общества. Как рассчитать, сколько должен возместить обществу мой родственник, если он начнет рассекать на огромном чадящем внедорожнике? Насколько эта сумма будет меньше, если он решит взять менее вредную для окружающей среды Toyota Prius?
Самые масштабные исследования в этом направлении проводит Европейская комиссия Евросоюза. Она с 2008 года выпускает отчеты по стоимости внешних издержек для различных видов транспорта. В отчете несколько категории экстерналий, которые возникают при пользовании автотранспорта.
Дорожно-транспортные происшествия
Согласно последнему исследованию Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий обрывается жизнь около 1,3 миллиона человек, а ущерб, который несет большинство стран в результате дорожно-транспортных происшествий, достигает 3% от их валового внутреннего продукта.
В России на 1 июля 2022 года зарегистрировано 43 миллиона автомобилей, а наш ВВП за 2022 год составляет 36828 млрд рублей. Получается, один автомобиль обходится в 25 тысяч рублей.
Методология Еврокомиссии намного сложнее и, помимо материальных убытков (ущерб имуществу, затраты на лечение и т.д.), включает нематериальные негативные последствия (общее сокращение продолжительности жизни, болевые ощущения и т.д.).
Внешние воздействия связанные с загрязнением окружающей среды
Еврокомиссия также производит оценку прямого и косвенного ущерба, связанного с автомобильной промышленностью. Весь цикл производства, эксплуатации и утилизации автомобиля серьезно воздействует на природу. Загрязнение воздуха, изменения климатических условий и нарушение естественной среды обитания животных - вот лишь малая часть.
Окружающий нас мир - это чертовски сложная система. Построить модель, чтобы исследовать влияния отдельного автомобиля на природу, - достаточно сложная задача. Еврокомиссия старается рассмотреть максимальное количество факторов. Например, издержки "well-to-tank emissions", то есть связанные с производством нефтепродуктов и переработкой их в топливо для транспортных средств.
Пробки
Почти сразу после того, как я стал автомобилистом, меня постоянно терзал один вопрос. Почему я должен ехать час на работу, когда без пробок дорога занимает всего 10 минут? Позднее я стал задумываться о том, сколько времени теряю в различных заторах и стараться оптимизировать свой маршрут.
Уверен, что эта проблема знакома каждому жителю больших городов. И, если Вы думаете, что в Москве все совсем плохо, спешу Вас обрадовать,- это не так. Согласно исследованию INRIX, в 2021 году лидером по загруженности является Лондон. Его жители теряют 148 часов в год в трафике.
Для оценки внешнего эффекта Еврокомиссия использует аналогичный подход, который выражается в стоимости потерянного времени (разница между часом в пробке и 10 минутах, если дорога свободна).
Данные исследования за 2019 год
Данные в таблице для удобства представлены в миллиардах евро. Для удобства я объединил несколько категорий транспорта (легковые и междугородние автобусы) и не стал рассматривать коммерческий транспорт.
Немного отличается картина, если брать средние расходы на 1 километр. Тут на первое место уверенно выходит мотоцикл, в основном, из-за повышенного коэффициента дорожно-транспортных происшествий.
В этой диаграмме я уже перевел данные в рубли по курсу, который был на момент публикации отчета (21.04.2020) и скорректировал сумму с учетом официальной инфляции по Росстату (25%).
Представленные данные можно экстраполировать на Россию, достаточно условно, из-за множества причин.
Во-первых, по данным аналитического агентства "Автостат", на 1000 россиян приходится 318 легковых машин. В Европе это показатель, в среднем, составляет 560 машин.
Во-вторых, вызывают вопросы отдельные методики по расчету тех или иных показателей. В сложных системах причинно-следственная связь не всегда очевидна.
Заключение
Основной целью этой статьи была попытка пролить свет на ряд дополнительных расходов, связанных с личным транспортом, которые достаточно хорошо изучены экономической наукой.
Наивно думать, что прочитав эту статью большинство водителей откажутся от использования автомобиля, осознав какие неудобства он в действительности доставляет окружающим. И все таки, надеюсь, что когда в следующий раз, сядете за руль любимого внедорожника и начнете пробираться через городские пробки, ненадолго задумаетесь стоит ли это удовольствие 412 рублей за километр...
P.S.
Это моя первая публикация на Яндекс Дзене. Очень надеюсь, что читать статью Вам было также интересно, как мне работать над ее написанием. Прошу судить строго и присылать свои предложения и замечания.
Подписывайтесь на канал в Дзене и Телеграме.