Говорят, что пропаганда бывает двух основных видов.
Вид первый:
"Сынок, мы идём к зубному, надо удалить зуб. Но ты не бойся, это не больно".
Вид второй:
"Сынок, мы идём к зубному, надо удалить зуб. Придётся потерпеть, ты же мужчина".
Внимание, вопрос. Какой вид "пропаганды" предпочтём мы как родители в обозначенной ситуации?
Большинство выберет первый. А почему? Потому что это способ отложить проблему на потом. Она всё равно возникнет, но это будет потом.
И точно так же поступает государственная пропаганда. По той же причине. Потому что "государство – это мы". Там точно так же подчинённые врут начальству, а начальство – подчинённым, точно так же не любят тех, кто сообщает плохие новости, и точно так же перекладывают друг на друга ответственность или откладывают проблемы на потом, как делаем это мы, когда говорим детям "вырастешь – узнаешь" или "спроси у папы".
А благоприятные прогнозы мы любим. Причём, независимо от того, сбываются они или нет.
И вот ещё два примера для осмысления. Случай первый: некто сообщает плохие новости, которые оказываются враньём. Он нас расстроил, испугал, но в конце концов это оказалось неправдой. Мы злы не него, но испытываем облегчение.
Случай второй, противоположный: некто сообщает хорошие новости, которые нас обрадовали, вдохновили, прибавили нам сил, но... тоже оказались неправдой. Мы разочарованы, раздосадованы. Но считаем ли обманщика виновником своего расстройства?
Скорее, нет. "Виноваты" сами обстоятельства – что не сложились так, как нам бы того хотелось. А человек говорил "правильно", он говорил "как надо".
Вот таким штучкам (облачённым в термины, уводящие внимание от их неказистой сути) учат пропагандистов.
"Врите хорошее, с вас не спросят!"