Найти тему

Сикстинская капелла - «Страшный суд» Микеланджело

Оглавление
Наступит время, и каждый из нас за все свои дела, поступки, мысли и слова должен будет держать ответ перед Господом Богом, Иисусом Христом.

Евангельское предсказание о конце Света и Божьем суде всегда было и остается животрепещущим вопросом человеческого сознания. Чтобы представить своё видение Судного дня многие художники обращались к этой теме. Они подарили миру великолепные иконы, фрески и картины, которых всех объединяет общее название – «Страшный суд». Самой грандиозной среди них, безусловно, является работа великого Микеланджело. Его огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы никого не оставляет равнодушным. Она покоряет своим масштабом и динамикой, трагическим сюжетом и эмоциональностью персонажей. Изображенный на ней водоворот охваченных ужасом, паникой и безысходностью осужденных людей завораживает зрителей.

Ватикан. Сикстинская капелла. Микеланджело. «Страшный суд». 1536 – 1541 годы.
Ватикан. Сикстинская капелла. Микеланджело. «Страшный суд». 1536 – 1541 годы.

История создания этого шедевра следующая. В 1533 году растянувшаяся почти на 15 лет работа над интерьером в новой Сакристии флорентийской базилики Сан Лоренцо приближалась к концу. Микеланджело как всегда был на высоте. По заказу папы Римского Климента VII (в миру - Джулио де Медичи), он завершал знаменитую капеллу Медичи. Слухи о новом шедевре Микеланджело - великолепном скульптурном ансамбле и надгробиях четырем членам знаменитой династии Медичи распространились по всей Европе. Для изучения творчества Буонарроти во Флоренцию со всех концов поспешили художники. Они с энтузиазмом рисовали эскизы с изваянных им новых скульптур.

Неожиданно, в конце октября, Климент VII вызвал Микеланджело. Встреча была назначена в небольшом городке Сан Миниато, находящемся в 50-ти километрах к западу от Флоренции. Папа остановился в этом месте по пути в Марсель, куда торопился на долгожданное свадебное торжество. Ему посчастливилось устроить прекрасную партию для своей 14-ти летней внучатой племянницы Екатерины Медичи, которая шла под венец с дофином Генрихом де Валуа, будущим королём Франции Генрихом II. Приехавшего Микеланджело первосвященник встретил как старого друга. Климент пригласил Буонарроти на ужин в свою компанию, в которую входили сопровождавшие его кардинал Ипполито Медичи и папский живописец Себастьяно дель Пьомбо. Именно на этом ужине первосвященник рассказал Микеланджело о своем новом плане. Он предложил мастеру после завершения работ в базилике Сан Лоренцо снова вернуться в Сикстинскую капеллу и довести её до ума. Понтифик считал, что две небольшие фрески на алтарной стене папской часовни, написанные 50 лет назад знаменитым Перуджино, недостаточны для её величественного интерьера. Необходимо расписать всю алтарную стену. И эту работу должен выполнить именно Микеланджело. В тот же вечер была определена и тема будущей фрески – «Страшный суд».

В трудах и заботах пролетел ещё один год. У Буонарроти появились помощники: молодые флорентийские скульпторы Николо Триболо, Анджело Монторсоли и Рафаэлло да Монтелупо. Они не только работали над декором надгробий и отдельных элементов скульптур, но и изваяли по моделям Буонарроти статуи Святых Косьмы и Домиана. В свободное время Микеланджело занимался проработкой «Страшного Суда». Он брал карандаш и бумагу и подолгу просиживал за рабочим столом, делая наброски рисунков и стараясь найти общую композицию будущей фрески.

В сентябре 1534 года, дав последние указания своим ассистентам по завершению капеллы Медичи, Буонарроти переехал в Рим. Он рассчитывал как можно быстрее приступить к написанию новой фрески. Но, как неоднократно уже бывало, сложившиеся обстоятельства внесли коррективы в его планы. Через два дня после приезда Микеланджело заказчик «Страшного суда», 56-ти летний папа Климент VII, скоропостижно скончался. Неожиданная смерть абсолютно здорового понтифика породила массу слухов о его преднамеренном отравлении. Эта весть расстроила и Буонарроти, но не только из-за того, что ушел из жизни человек, вместе с которым он вырос и получил образование в доме Лоренцо Великолепного, а и потому что задуманный им новый проект, даже не успев начаться, так неожиданно и нелепо завершился.

Однако спустя месяц ситуация кардинально изменились. В дом мастера прибыл гонец, который передал ему приглашение от только что избранного первосвященника, папы Павла III (в миру Алессандро Фарнезе). На следующий день Микеланджело был на приеме у понтифика. Павел оказался большим любителем искусства, и не скрывал радости от того, что перебравшийся в Рим Буонарроти теперь будет выполнять его заказы. И первой анонсированной понтификом работой стала заказанная еще Климентом VII фреска «Страшный суд».

Получив благословение нового папы, Микеланджело с энтузиазмом принялся воплощать в жизнь свои замыслы. Для того чтобы определить объем подготовительных работ он сразу же направился в Сикстинскую капеллу. Огромная алтарная стена, шириной 12 и высотой 14 метров, была полностью задекорирована. В её нижнем поясе висели шпалеры - безворсовые ковры с вытканными на них композициями на библейские темы. Выше, над престолом, были фрески Перуджино: «Спасение младенца Моисея» и «Рождество Христово». Над ними находились два окна, а на самом верху, на четвертом ярусе, располагалась пара люнетов, которые 22 года назад сам Микеланджело расписал, изобразив на них предков Иисуса Христа. Для создания «Страшного суда» всё это требовалось удалить. Но Буонарроти нашел другой, довольно оригинальный способ. Он решил устроить у алтарной стены совершенно новую кирпичную кладку, причём предлагал возвести её чуть наклонно, отведя низ на два десятка сантиметров вглубь, с тем, чтобы пыль, грязь и сажа не прилипали бы к ней столь легко. Папа охотно дал свое согласие на все эти планы.

Между первосвященником и мастером завязались дружеские отношения. Буонарроти импонировали универсальный склад ума и тонкое чувство юмора Павла III. Как-то, при встрече, видя лукавые глаза понтифика, Микеланджело произнес: «Вы сегодня чудесно выглядите, ваше святейшество». «Не говори об этом слишком громко, - с усмешкой шепнул ему Павел, - Иначе ты огорчишь всю коллегию кардиналов. Ведь они избрали меня папой лишь потому, что считали, будто я при смерти. Но папство пришлось мне так по вкусу, что я решил пережить всех кардиналов».

Санкт-Петербург. Эрмитаж. Тициан. Портрет папы Павла III. 1545 – 1546 годы.
Санкт-Петербург. Эрмитаж. Тициан. Портрет папы Павла III. 1545 – 1546 годы.

Пока возводилась кирпичная кладка, Микеланджело готовил картоны для будущей фрески. Чтобы изобразить более трехсот персонажей «Страшного суда» Буонарроти потребовались модели. Урбино, его слуга, искал натурщиков по всему Риму. Каждый день в мастерской Микеланджело появлялись новые люди. Они были разных сословий, возраста и национальностей. А для создания женских образов Урбино пришлось обойти городские бани и бордели, и нанять куртизанок и жриц любви. Летом 1535 года подготовительные работы в Сикстинской капелле завершились: алтарная стена была сложена из нового кирпича, а все картоны полностью вычерчены. Осталось только выровнять стену, нанеся на неё тонкий слой штукатурки, и приступить к написанию фрески. Но произошедший инцидент отодвинул начало росписи на более поздние сроки. Виновником этому стал занимавший на тот момент почетную должность папского живописца Себастьяно дель Пьомбо. Чтобы подтвердить высокий статус главного художника Ватикана, удовлетворить собственное тщеславие и войти в историю искусства Себастьяно втёрся к Микеланджело в доверие и напросился в помощники, друзья и соавторы «Страшного суда». Он рассказал Буонарроти о том, что уже имеет опыт фресковой живописи, и его роспись украшает одну из церквей Рима. Микеланджело повёлся на уговоры Себастьяно и разрешил ему оштукатурить алтарную стену. Результат ошеломил Буонарроти. Оказалось, что Пьомбо, добавив к извести специальные мастики, подготовил поверхность к настенной живописи масляными красками по высохшей штукатурке - «по сухому». Тогда как Микеланджело использовал значительно сложный, традиционный способ фресковой росписи, согласно которому рисунок наносится на сырую, ещё невысохшую штукатурку - «по мокрому». Как говорится: «С такими друзьями - враги не нужны». Четыре месяца потребовалось трудолюбивому Урбино, чтобы привести стену в порядок. Он сбил штукатурку, полностью очистил стену, и оштукатурил её заново под классическую технологию фресковой росписи - «по мокрому».

В январе 1536 года Микеланджело, наконец, приступил к росписи алтарной стены. Павел III не жалел денег на новый проект. Это позволило Буонарроти не экономить на материалах, поэтому он, не колеблясь, выбрал небесно-голубой цвет для написания общего фона в своей гигантской фреске. В те времена из-за очень высокой стоимости художники редко использовали оттенки на основе синей краски, так как её изготавливали из лазурита, редкого, полудрагоценного камня, привозимого из Персии. Таким образом «Страшный суд» в Сикстинской капелле стал самым дорогим живописным произведением своего времени.

Как и положено, Микеланджело начал роспись с верхней части стены, а потом медленно, шаг за шагом, продвигался вниз, постепенно разбирая освободившиеся леса. Он полностью погрузился в работу, время и пространство слились для него воедино. Каждое утро Урбино готовил нужное поле стены под роспись, которое к вечеру Микеланджело заполнял изображениями персонажей из своего «Страшного суда». Урбино стал настоящим мастером. Он так искусно подгонял участок свежей штукатурки к уже расписанному, подсохшему полю, что швы и линии соединения между ними были абсолютно незаметны.

В верхней части фрески художник изобразил ангелов, несущих орудия Страстей Христовых: Терновый Венец, Святой Крест и Колонну Бичевания.

Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы несут Терновый венец и Святой Крест. (левый люнет)
Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы несут Терновый венец и Святой Крест. (левый люнет)
Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы несут Колонну Бичевания. (правый люнет)
Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы несут Колонну Бичевания. (правый люнет)

В центре росписи Буонарроти расположил Иисуса Христа и его мать - Деву Марию. Иисус Микеланджело необычен. Он не похож на общепринятые изображения. У него нет бороды, а фигура, скорее всего, напоминает тело атлета - культуриста. Рука Иисуса поднята в карающем жесте в сторону грешников. Мадонна в смятении отвернулась от всего происходящего. Она не имеет права вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь к человечеству тоже не в состоянии.

Микеланджело. "Страшный суд". Христос-Судия. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Христос-Судия. (Фрагмент)

Иисуса и Марию окружают люди. В первом, ближнем кругу, находятся сподвижники Христа - Святые Апостолы и Пророки. Во втором кругу изображены святые мученики, духовные отцы Церкви, сивиллы, девственницы, герои Ветхого Завета.

Микеланджело. "Страшный суд". Святые Апостолы и Пророки. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Святые Апостолы и Пророки. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Святые Мученики. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Святые Мученики. (Фрагмент)

Нижняя часть алтарной стены посвящена событиям, которые должны произойти в период Конца времен. Здесь Микеланджело написал пять сцен. Внизу, по центру, изображены ангелы, которые трубят и призывают людей на Суд Божий. Слева, внизу - воскрешение мёртвых. Покойники встают из могил, получают тела и отправляются держать ответ перед Господом Богом. Слева, вверху, художник запечатлел восхождение спасенных праведников на небеса - в Рай. Справа - низвержение осужденных грешников в Ад.

Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы, призывающие к последнему суду. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Ангелы, призывающие к последнему суду. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Воскрешение мертвых. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Воскрешение мертвых. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Вознесение праведников в Рай. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Вознесение праведников в Рай. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Низвержение грешников в Ад. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный суд". Низвержение грешников в Ад. (Фрагмент)

Кропотливый труд над росписью алтарной стены в папской часовне продолжался пять лет. Осенью 1541 года Буонарроти завершил работу над "Страшным Судом". 31 октября, накануне Дня Всех Святых, ровно двадцать девять лет спустя после того, как в Сикстинской капелле был освящен расписанный Микеланджело потолок, папа Павел III отслужил торжественную мессу по поводу завершения фрески «Страшный Суд». Находящиеся на мероприятии высшее духовенство и миряне были потрясены от всего увиденного. Нервное напряжение присутствующих было столь велико, что в конце мессы Павел опустился перед фреской на колени и стал горячо молиться, прося Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного Суда.

Наступит время, и каждый из нас за все свои дела, поступки, мысли и слова должен будет держать ответ перед Господом Богом, Иисусом Христом.

Но, к сожалению, в наш стремительный век стрессов и страстей многие об этом забыли. 24 января 2023 года стрелки символических Часов Судного Дня были переведены на 10 секунд вперед. Теперь до Апокалипсиса осталось всего полторы минуты.

Микеланджело. "Страшный Суд". Страх. (Фрагмент)
Микеланджело. "Страшный Суд". Страх. (Фрагмент)

Давайте об этом помнить.

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна.

P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;

2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о творчестве Микеланджело:

- «Микеланджело. Зашифрованное послание "Страшного суда"»

- «Сикстинская капелла - "Книга Бытия" Микеланджело»

- «Микеланджело. "Пьета". От подделки до шедевра»

- «Микеланджело. Капелла Медичи»

- «Микеланджело. "Мадонна Дони"- удовлетворенное тщеславие торговца шерстью»

- «Микеланджело. "Давид". Шедевр из ничего»