Собираясь во Флоренцию, мы с мужем запланировали посещение фамильной усыпальницы Медичи. Это решение было принято не только для того, чтобы поклониться великому роду, правившему Флоренцией без малого, три века, но и для того, чтобы увидеть скульптурные изображения и надгробия, созданные гениальным Микеланджело.
Усыпальницы Медичи находятся в старинной церкви Сан Лоренцо (святого Лаврентия). Эта церковь стоит на одноименной площади, в нескольких минутах ходьбы от кафедрального собора Санта-Мария-дель Фьоре. От Баптистерия по узкой улочке Borgo San Lorenzo мы вышли на площадь к базилике Сан Лоренцо.
Вход в часовню Медичи расположен на противоположной от входа в храм стороне здания. Мы обошли церковь, и со стороны улицы via del Canto dei Nelli попали во внутрь. Вход оказался платным. Мы приобрели билеты, и прошли в часовню.
Часовня Медичи состоит из четырех помещений:
1. Сокровищница – выставка реликвий и драгоценностей базилики Сан Лоренцо.
2. Капелла Принцев - место захоронения великих герцогов из рода Медичи.
3. Старая Сакристия - место захоронения Джованни и Пьетро Медичи. Эта ризница построена архитектором Филиппо Брунеллески.
4. Новая Сакристия - место захоронения Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано Медичи, а также герцога Урбинского (Лоренцо II ди Пьетро де Медичи) и герцога Немурского (Джулиана ди Лоренцо де Медичи). Эта ризница построена великим скульптором Микеланджело Буонаротти.
Сегодня речь пойдет только лишь о работе Микеланджело – новой Сакристии, которую еще называют капеллой Медичи. О самой церкви Сан Лоренцо, и о других ее достопримечательностях я напишу позднее.
Итак, история создания капеллы Медичи следующая. После окончания титанической работы над сводом Сикстинской капеллы в 1514 году Микеланджело из Рима возвращается домой во Флоренцию. Он получил заманчивое предложение от папы Льва X создать новый фасад семейного храма семьи Медичи – церкви Сан Лоренцо. Согласно планам папы Льва X (в миру - Джованни Медичи) церковь Сан Лоренцо должна стать «зеркалом всей Италии», и воплощением могущества фамилии Медичи. Микеланджело разработал проект грандиозного фасада, но на его реализацию, как это было не раз, не хватило денег.
В 1520 году, после смерти папы Льва X, кардинал Джулио де Медичи, будущий папа римский Климент VII (понт.1523 – 1534 год), не оставил попытки прославить свой род. Но у него были не столь амбициозные планы. Он предложил Микеланджело создать в строящейся новой ризнице в той же церкви Сан Лоренцо ансамбль надгробий для недавно умерших членов семьи: Лоренцо, сына Пьетро Медичи, герцога Урбинского и Джулиано, младшего из сыновей Лоренцо Великолепного, герцога Немурского. Также в этой капелле должны были находиться и саркофаги с прахом более старшего поколения Медичи - самого Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. Микеланджело чтил память Лоренцо Великолепного, предопределившего его судьбу как великого скульптора, и поэтому принял это предложение без колебаний.
Капелла Медичи, с большими перерывами, строилась почти 15 лет и была закончена лишь в 1534 году. По окончании работ Микеланджело перебрался в Рим, где жил и работал до самой своей смерти.
Капелла – небольшое, квадратное помещение, вдоль стен, которого установлены три гробницы. Возле одной боковой стены расположена гробница Джулиано, герцога Немурского.
В неглубокой, узкой нише – фигура Джулиано, молодого флорентинца в одеянии римского патриция. Ниже расположен саркофаг, на валютах которого – две аллегорические фигуры: женская – «Ночь», мужская – «День».
У противоположной стены расположена гробница Лоренцо, герцога Урбинского. Его скульптура тоже облачена в римские одежды. Но на голове у него шлем. Композиция саркофага аналогична. На валютах размещены аллегорические фигуры: женская – «Утро», мужская – «Вечер».
«Взгляды» обеих скульптур Джулиано и Лоренцо обращены в одно место – на третью стену, где находится еще одна гробница. Это саркофаг с прахом Лоренцо Великолепного и его брата Джулиана. На крышке саркофага находятся три скульптуры: Мадонны с младенцем и святых Косьмы и Домиана – небесных покровителей рода Медичи.
Мадонна с младенцем – ключевая фигура капеллы. Она размещена в центре, напротив алтаря. К ней обращены все взгляды – святых Косьмы и Домиана, герцогов Немурского и Урбинского.
Существует бесчисленное количество работ исследователей и искусствоведов, посвященных творчеству Микеланджело. Я не буду повторяться, и искать в его произведениях скрытый смысл, тайные философские пророчества, или послания потомкам. Но, безусловно, одно - Микеланджело является величайший скульптором и художником эпохи Возрождения. Никто после него не смог создать такое огромное количество прекрасных образов, излучающих то глубочайшее раздумье, то устрашающую силу, то всепоглощающую печаль.
С полной уверенностью можно сказать, что Микеланджело Буонаротти даже спустя 500 лет остается самым знаменитым и никем, не превзойденным скульптором.
На этом прощаюсь.
Желаю всем приятного отдыха и ярких впечатлений от путешествий.
Ваша Раиса Захаровна.
P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;
2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о творчестве Микеланджело:
- «Микеланджело. От подделки до шедевра».
- «Микеланджело. "Давид". Шедевр из ничего».
- «Сикстинская капелла - "Страшный Суд" Микеланджело»
- «Микеланджело. Зашифрованное пророчество "Страшного Суда"»
- «Микеланджело. "Мадонна Дони" - удовлетворенное тщеславие торговца шерстью».