Найти в Дзене

Микеланджело. «Мадонна Дони» – удовлетворенное тщеславие торговца шерстью

В 1499 году в главном храме католического мира, в соборе Святого Петра, появилась великолепная мраморная скульптура «Пьета», автором которой стал Микеланджело Буонаротти. Этот шедевр принес молодому скульптору первую славу. Микеланджело стал знаменитым и всеми востребованным мастером. В ореоле славы Микеланджело вернулся в родную Флоренцию. И почти сразу же, по заказу городских властей, приступил к новой работе, скульптуре «Давид». Созданный им «Давид» оказался настолько красивым и величественным, что эта статуя и поныне считается главным символом Флоренции.

Во время работы над «Давидом» с Микеланджело произошел забавный случай. Однажды к нему в мастерскую пожаловал преуспевающий бизнесмен Аньоло Дони. Микеланджело и Аньоло были знакомы с детства, когда мальчишками играли в футбол на площади базилики Санта-Кроче. Унаследовав отцовское дело по торговле шерстью, Аньоло разбогател и в финансовом отношении вознёсся так высоко, что был помолвлен с представительницей одной из самых аристократических фамилий Флоренции - Маддаленой Строцци. Вместе с тем он имел репутацию самого хитрого и изворотливого торгаша во всей Тоскане.

Предложение, с которым пришел Дони очень, удивило Микеланджело. Аньоло решил сделать своей невесте необычный свадебный подарок – картину на тему «Святое семейство». «Почему не статую, а картину? Я ведь скульптор, а не художник», – спросил Буонаротти и перечислил имена достойных живописцев Флоренции, к которым Дони мог бы обратиться с этим предложением. Аньоло ответил, что мраморное изваяние будет стоить огромных денег. А выбрал он Микеланджело лишь потому, что сейчас он самый модный мастер во всей Италии. После длительных и довольно эмоциональных торгов о стоимости заказа Микеланджело и Дони сошлись на семидесяти флоринах.

Размышляя над сюжетом будущей картины, Микеланджело решил, что его «Святое семейство» будет другим. Это будет земная вещь, где будут изображены простые, обыкновенные люди.

В дни отдыха от работы над «Давидом» Микеланджело бродил по окрестностям Тосканы и делал зарисовки крестьян. Из этих набросков он выбрал три, наиболее подходящих для своей картины: миловидную девушку с сильными руками, пухленького, кудрявого малыша и старика с бородой и лысиной. Соединив эти фигуры на картине, Микеланджело скомпоновал выразительную группу, расположившуюся на зеленой траве - Деву Марию, Святого Иосифа и маленького Иисуса. Вскоре картина была готова. Её краски приглушены и похожи на цветной мрамор. На переднем плане виднеются редкие пучки простеньких цветков. На заднем плане, справа изображен еще один ребенок, Иоанн - будущий святой Иоанн-Креститель. Его шаловливый взгляд устремлён куда-то вверх. Чтобы разнообразить картину с левой стороны от Марии и Иосифа Микеланджело написал море, с правой – горы, а также пять обнаженных юношей, сидящих на высоком каменном ограждении.

Флоренция. Галерея Уффици. Микеланджело. "Мадонна Дони" ("Святое семейство")
Флоренция. Галерея Уффици. Микеланджело. "Мадонна Дони" ("Святое семейство")
Микеланджело. "Мадонна Дони" ("Святое семейство") фрагмент.
Микеланджело. "Мадонна Дони" ("Святое семейство") фрагмент.

Микеланджело позвал Дони и показал ему свою работу. Возмущению Аньоло не было предела. «Покажи мне в этой мужицкой мазне хоть одно место, где была бы святость! А что делают в этой картине пятеро голых парней? Я не могу подарить своей взыскательной невесте этих крестьян на траве», - раздавались крики Дони из мастерской Микеланджело. Разразился скандал. Дони отказался от «Святого семейства». Однако, на следующий день он прислал слугу за картиной и с ним передал деньги за выполненную работу, тридцать пять флоринов – половину условленной суммы. Микеланджело не взял деньги и удвоил стоимость своей работы. Он написал записку Дони: «Отныне «Святое семейство» стоит сто сорок флоринов».

За поединком Микеланджело и Дони следила вся Флоренция. Многие заключали пари, споря кто выйдет победителем в этом противостоянии. Учитывая то, что до сих пор никому во Флоренции не удавалось провести Дони в денежных делах, большинство считали, что Буонаротти имеет минимальные шансы на успех. Но Микеланджело выдержал натиск Аньоло и в конечном итоге получил сполна назначенную им довольно приличную сумму в сто сорок флоринов. Много это или мало? Для сравнения, за статую «Давид», над которым Микеланджело работал три года, он получил всего лишь четыреста флоринов.

Пару лет спустя дороги Микеланджело и Дони опять пересеклись. Правительство Флоренции организовало грандиозный проект. Оно заказало своим самым знаменитым мастерам Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонаротти росписи в батальном жанре, предоставив каждому из них по стене в зале Большого Совета Палаццо Веккьо. Микеланджело выбрал тему «Битва при Кашине» и готовил картоны для этой фрески. Неожиданно его мастерскую навестил Аньоло Дони. Из прошлой скандальной истории с картиной «Святое семейство» он постарался извлечь максимум пользы. Аньоло усиленно распространял слух, что именно благодаря его влиянию и уговорам скульптор Микеланджело встал на путь живописца, где достиг ослепительных успехов. Многие этому поверили, и Дони в их глазах стал одним из авторитетных знатоков искусства во Флоренции. На этот раз Аньоло захотел заказать у Микеланджело портреты себя и своей жены. Своё предложение Дони закончил самоуверенной фразой: «Этот заказ сделает тебя знаменитым портретистом». Микеланджело собрался «послать» Аньоло, но в этот момент в мастерской появился подающий огромные надежды художник Рафаэль Санти. Микеланджело передумал и произнес: «Портреты тебе напишет Рафаэль. В них будет всё, что ты хочешь - красота, очарование и сходство. А так как он художник начинающий ты сможешь получить его по дешёвке». «А ты уверен, что его работа будет соответствовать высокому художественному уровню моей коллекции?» - спросил Дони. «Я за это ручаюсь», - последовал ответ.

Флоренция. Палаццо Питти. Галерея Палатина. Рафаэль. "Портрет Аньоло Дони" и "Портрет Маддалены Строцци"
Флоренция. Палаццо Питти. Галерея Палатина. Рафаэль. "Портрет Аньоло Дони" и "Портрет Маддалены Строцци"

Так флорентийский торговец шерстью Аньоло Дони благодаря Микеланджело и Рафаэлю полностью удовлетворил своё тщеславие, и его имя вошло в историю искусства.

Работы гениальных мастеров эпохи Возрождения, связанные с именем Дони находятся во Флоренции. Единственная станковая картина великого скульптора Микеланджело «Мадонна Дони» («Святое семейство») выставлена в галерее Уффици, а портреты Аньоло Дони и его жены Маддалены Строцци кисти божественного художника Рафаэля можно увидеть в галерее Палатина в Палаццо Питти.

На этом прощаюсь.

Берегите себя.

Ваша Раиса Захаровна

P/S 1. Если Вам мой рассказ понравился – ставьте «палец вверх»;

2. Возможно, Вам будут интересны мои статьи о творчестве Микеланджело:

- «Микеланджело. " Давид". Шедевр из ничего».

- «Микеланджело. " Пьета". От подделки до шедевра».

- «Микеланджело. Капелла Медичи».

- «Сикстинская капелла - "Страшный Суд" Микеланджело»

- «Микеланджело. Зашифрованное пророчество "Страшного Суда"»

- «Рога пророка Моисея».