Недавно между двумя моими подписчиками завязалась дискуссия на тему: можно ли сотрудников полиции называть работниками?
Дело в том, что многие из советского поколения милиционеров предпочитают в отношении себя именно такой вариант, представляющийся им более правильным (по содержанию, по крайней мере), поскольку в то время с их точки зрения они не служили, а работали! Причём (как они пафосно утверждают), «пахали» так, что нынешним полицейским и не снилось! Чем-то этот труд, где присутствовало неимоверное напряжение физических и нервных сил, был сродни работе токаря, строителя, дорожного рабочего... В пользу такой трактовки выступает любой Толковый словарь русского языка, закладывающий в понятие «сотрудник» работу и труд, т.е. лицо, работающее с кем-нибудь.
Знаю, что и в современной полицейской среде имеет хождение подобное условное разделение, основанное на функциональном признаке и внутриведомственных противоречиях. Зачастую к работникам гордо причисляют себя правоохранители, непосредственно работающие «на земле» (опера, участковые, патрульные), а вот представителей неосновных служб (штаб, тыл, кадры) они относят к категории сотрудников.
Стало быть, вариант с работником всё-таки допустим в отношении правоохранителя в погонах? Безусловно, но только лишь в неофициальном употреблении, в качестве фактического разговорного синонима к термину «сотрудник».
Как известно, действующее законодательство (в частности, ст.10 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ») даёт чёткое толкование статуса таких лиц - только сотрудник, т.е. гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. Особенности правового положения сотрудника ОВД регулируются условиями прохождения службы и содержат соответствующие нормы: в частности, право на ношение и хранение огнестрельного оружия и (или) специальных средств, наличие у него служебного удостоверения и специального жетона с личным номером, и т.п.
А вот работники в МВД - это вольнонаёмные служащие из числа гражданского персонала, не имеющие специального звания и чья трудовая деятельность регулируется не Законом «О полиции», а Трудовым кодексом РФ. Обратите, кстати, внимание: понятие «сотрудник» не закреплено в трудовом законодательстве, а в деловой литературе и в кадровой работе оно заменяет термин «работник». И то лишь для того, чтобы избежать тавтологии, типа «работник работает…». И получают они (в отличие от сотрудников) не денежное довольствие, а зарплату.
Если не акцентироваться формально на лексическом разборе двух родственных по смыслу слов, а опираться лишь на их содержание, то фактического отличия между понятиями «сотрудник» и «работник» в трудовом законодательстве нет.
А вообще, служба в милиции-полиции - это ратный труд, где приходится не просто исправно ходить на службу и выполнять очерченный круг должностных обязанностей, но зачастую трудиться в поте лица! Так что, как при этом обзываться - выбирайте сами! Кому как нравится…
Читайте мои последние публикации на канале:
- Стоит ли так восхвалять полицейских за благие дела?
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!