Совершенное общество невозможно без совершенного человека. Эту идею средневековых философов разделял и Абай, у которого человек является центром всей социальной системы. Абай видел, что в бездуховном обществе человек проявляет свои неизменные и животные качества или носит маски клеветника, льстеца, прислужника. Поэтому важное место в его философской концепции занимает идея раскрытия в человеке его природных нравственных качеств, возвращение человека к тому "божественному образу" по которому он был сотворен. А уже совершенный, высоконравственный человек, был убежден Абай, сумеет направить все свои творческие силы на построение справедливого общества. Знаменитое выражение Абая "Будь Человеком!" ("Адам бол!") говорит именно об этом, о возвращении человека к его нравственному началу.
Человек воспитывает в себе высокие духовные качества и строит гармоничные взаимоотношения с другими людьми на их основе. Таким образом, определяющими в обществе являются не экономические или политические, а нравственные, гуманистические отношения.
Абай мечтал об изменении общества, но был против революции. Он призывал изменить общество, изменив человека, раскрыв в каждом человеке его нравственное начало, его "божественный образ".
Эта концепция решительным образом отличается от пессимистического и индивидуалистического сценария бегства от несовершенного мира, который разделялся как поэтами течения "Зарзаман", так и многими поэтами-суфиями прежних веков. Одновременно этот взгляд противоречит и традиционной системе взглядов, свойственной кочевому обществу, ведь в традиционном обществе коллективное начало преобладает над индивидуальным.
Духовное развитие, совершенствование человека Абай считал смыслом жизни. В своих "Словах назидания" ("Қара сөздер") он говорит: "Качества духовные - вот что главное в человеческой жизни". Материальные ценности, по Абаю, не имеют смысла, если не подкрепляются духовными качествами их обладателя: "Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его, и достаток обретают смысл".