Найти тему
Поэзия против колониализма и модернизации. Литературно-философское течение "Зарзаман" (1 часть)
Историческая судьба казахов отражена в поэзии поэтов-традиционалистов, творчество которых было наполнено скорбью о тяжелом времени, наставшем в истории казахского народа в связи с превращением Казахстана в колонию Российской Империи. Эта группа акынов составила литературно-философское течение "Зарзаман". Поэты течения "Зарзаман" принадлежали акынской традиции устного народного творчества, участвовали в айтысах (состязание поэтов), пели песни-толгау эпического звучания, и в тоже время были по-мусульмански образованными людьми письменной культуры...
183 читали · 2 года назад
Отношение Абая к русской культуре и просвещению.
В отличие от Чокана Валиханова, человека европейского образования, несколько оторвавшегося от своих корней, и И. Алтынсарина, уповавшего на "новую школу", Абай разговаривал с народом на более привычном ему языке. Речь идет не только о языке как таковом, а и о форме просветительских идей. Следуя традициям жыршы (псалмопевец), жырау (сказитель) и акынов (поэтов) прошлых веков, Абай делился с народом своими раздумьями о прошлом, настоящем и будущем нации в понятной простыми людям песенно-стихотворной форме, либо в форме коротких назиданий...
1744 читали · 2 года назад
Формирование славянской диаспоры Казахстана
В результате переселенческой политики Российской империи на территории Казахстана уже к началу XX в. сложилась полиэтническая картина (около 60 этнических групп). До начала 1870-х гг. большую часть переселенцев составляли казаки, а после этого времени - крестьяне. Выделяют несколько этапов переселения славянского населения в Казахскую степь до октябрьской революции 1917 г.: вольное переселение (XVI - XVII вв.), казачье переселение (XVIII - середина XIX в.), крестьянское переселение (1860-е гг. - начало XX в...
337 читали · 2 года назад
Лидер национальной интеллигенции - Алихан Букейханов
Лидером национальной интеллигенции был ученый-лесовод и публицист А. Букейханов. В 1903 г. он написал раздел о Киргизском крае в географическом труде о России, где дал общую характеристику казахской культуры. Он стал издателем и первым биографом Абая, которого считал гордостью казахского народа и ценил его лирику, критический взгляд, призыв к знанию и изучению русского языка. В 1905 г. А. Букейханов вступил в кадетскую партию. Он призвал участие в составлении "Каркаралинской" петиции, организовал сбор подписей под ней, был арестован...
154 читали · 2 года назад
Национальная идея "Алаш"
Национальная идея "Алаш" заключалась в достижении самоуправления казахов на уровне национально-территориальной автономии. Эта идея выкристаллизовывалась в ходе политической борьбы и публицистической деятельности ведущих представителей казахской либерально-демократической интеллигенции в 1905-1917гг. Она нашла выражение в разработанной А. Букейхановым, А. Байтурсыновым, М. Дулатовым, М. Тынышпаевым и др. Программе партии "Алаш", опубликованной на страницах газеты "Казах" 21 ноября 1917 г. Проект представлял собой сочетание либерально-демократических и марксистских идей...
412 читали · 2 года назад
Гуманистический идеал Абая и его вера в "божественный образ" человека
Совершенное общество невозможно без совершенного человека. Эту идею средневековых философов разделял и Абай, у которого человек является центром всей социальной системы. Абай видел, что в бездуховном обществе человек проявляет свои неизменные и животные качества или носит маски клеветника, льстеца, прислужника. Поэтому важное место в его философской концепции занимает идея раскрытия в человеке его природных нравственных качеств, возвращение человека к тому "божественному образу" по которому он был сотворен...
2 года назад