Помню, как меня слегка подбешивали торговые операции Дункана в «Межевом рыцаре». Ходит себе, продает и покупает – все герою ясно и понятно, автору, разумеется тоже, только вот мне читателю – нет.
Сколько серебряных оленей в золотом драконе? И сколько весят дракон и олень? Каково соотношение стоимости серебра к золоту? О пробах здесь размышлять бессмысленно – найти бы ответ хотя бы на эти вопросы.
Отвечая на эти самые вопросы читателей, на каком-то форуме по данной теме, Джордж Мартин, как это частенько у него бывает, ничего толком не сказал, лишь напустил туману и поделился знанием, что денежная система в Вестероссе не десятичная, а «некая другая». Да неужели? Вот незачем было «кокетничать», на самом деле, как мне кажется, все просто. Даже очень просто. Я как-то давно уже пытался вести эти подсчеты, но сейчас перечитал эти старые статьи и понимаю, где я совершил промах, пытаясь понять, что такое «дракон» и «олень». Я пробовал привязать дракон к золотому флорину, но сдается мне, прямой исторический аналог здесь другой и даже к Средним Векам не относится.
Ключ к разгадке того, что Джордж Мартин разумеет под золотым драконом и серебряным оленем, находится как раз в «Межевом рыцаре» и сделках Дунка.
«Хенли Легконогая приглянулась — но только до того мига, когда Дунк заявил, что хочет ее продать. Тогда он отыскал в ней множество изъянов и предложил цену: триста серебром. Дунк сказал, что согласен на три тысячи. После жарких споров и ругани сошлись на семистах пятидесяти…
Лошадник дал ему три золотых, а остальные отсчитал серебром. Дунк попробовал золотую монету на зуб и улыбнулся…Монета была обрезана по краям, и он указал на это Хенли. Лошадник поворчал, однако добавил еще несколько серебряных монет и пригоршню медяков, чтобы восполнить разницу.»
Прекрасно, в драконе чуть меньше 250 оленей. Скорее всего, 240 оленей. И никакой загадки, конечно же, это не десятичная система, а старая британская где 240 пенни в 1-ом фунте стерлингов, и нечего было напускать таинственности. И тогда (конечно же, если я прав со своими допущениями) прямой исторический аналог вестеросского дракона – это английская гинея, впервые отчеканенная в 1663 году при Карле II. Она изначально была приравнена к 1 фунту = 20 шиллингов=240 пенсов, позже стоимость «плавала». Пока наконец в 1717 не была зафиксирована на уровне 21 шиллинга.
Общий вес первой гинеи, высчитан как 8,385 грамма, содержание чистого золота – 7, 688 грамма. Вот это и есть золотой дракон Джорджа Мартина. Вот только один вопрос – почему была выбрана настолько поздняя монета, XVII века, а не ранние варианты, относящиеся к Средневековью, не к Новому Времени? Стоп, а почему именно гинея Карла II, а не средневековый золотой нобль Эдуарда III?
А тут все тоже просто. Нобль Эдуарда, будучи почти таким же по весу, стоил меньше 1 фунта стерлингов – 1/3 фунта, 80, а не 240 серебряных пенсов. Его к золотому дракону в отличии от гинеи, уже не привяжешь. Дело в том, что раньше и фунт стерлингов был тяжелее и само серебро дороже. В 1351 году, при четвертой чеканке нобль весил 7, 776 граммов максимально возможной пробы золота. Вес фунта составлял 258, 9 граммов серебра и был равен стоимости 23, 21 граммов золота. Соотношение же чистого золота к чистому серебру выводилось как 1:10,5 (при среднем континентальном соотношении 1:11)
Но вот уже с 1601 года, в фунте стерлингов было только 111,4 грамма серебра, в 1717 году, была зафиксирована его стоимость в золоте, равная 7,32238 граммам. И стоимость серебра заметно снизилась – же чуть более 1:15.
От скучных подсчетов, вернемся в Семь королевств, прошу прощения за не слишком подробные цифры, не выверенные до грана. Что же у нас получается, если дракон весил примерно 8 с половиной грамма? Энги, получив свои 10 тысяч драконов на турнире унес 85 килограммов и после этого Нед Старк хотел нанять его в свою гвардию? А Пес? С 40 тысячами у него 340 килограммов золота.
А Русе Болтон, (как несолидно для столь серьезного человека) выбрал себе жену побольше весом, выиграл всего-навсего… 38 килограммов серебра. Один килограмм серебра, получается, стоит примерно 9 драконов и Русе получил больше на каких-то 340 драконов с хвостиком. Для Дункана Высокого – это слишком много, а вот для лорда Дретфорда – слишком мало.