Проснулась Прасковья, как всегда, рано, вместе с солнышком. Только глаза открыла, сразу поняла, сердцем почувствовала, что встретится скоро она со своей любимой Танюшкой, недолго ждать уже осталось... На душе легко стало. И то верно, совсем зажилась Прасковья на этом свете... Шутка ли - десятый десяток разменяла! Ровесница века - в 1900 году родилась, а на дворе 90-е уже... Чего только не видела баба Паша! Даже последнего царя Николая II застала и хорошо запомнила то время. В народе его "царь Николашка" прозвали. И вроде как-то не очень почтительно звучало, но на самом деле так могли величать только того, к кому относились с приязнью и по-свойски.
Прасковья, вспоминая те далёкие времена, говорила:
- При царе Николашке в сусеках амбара полно зерна и муки было. А зимой туши мяса висели. Придёт хозяйка и отрежет ровно столько, сколько ей для обеда надобно. Одним словом, хорошо жили, сытно. Да ещё и город кормили.
Потом война, революции, опять война... сколько всего нашему народу выпало... А сейчас вот перестройку какую-то затеяли, страну развалили... Прасковья перестала за новостями следить - только душу рвать.
Жила она одна. Мужа лет 30, как схоронила. Сыновья сами давно уже дедами стали, а старший - прадедом! При мысли о них у бабы Паши на душе тепло стало - гордилась она сыновьями. Один лётчиком-испытателем был, другой - доктором уважаемым стал. Конечно, оба сейчас на пенсии. К себе в город постоянно зовут... Но она твёрдо им сказала: " Нет, не поеду. Хотите, вы приезжайте, помогайте, а к себе не зовите. Здесь отец ваш похоронен и... сестрёнка, Танюшка"...
Прасковья подошла к комоду и взяла в руки старую, пожелтевшую от времени, фотографию в рамке. Погладила рукой родное лицо... Красавица! Коса русая до пояса, огромные, в пол-лица, голубые глаза, алые от природы губы... только бледненькая да худенькая... Хворой родилась доченька, слабенькой. Но Прасковья тогда только взглянула на неё и вмиг поняла: такую она ещё пуще любить будет!
Заботами да молитвами росла Танюшка, глаз радовала. Да такой огромной души дочка получилась! Все в деревне её любили. Всем, как могла, она помогала, насколько это в её силах было.
- Уж не Ангел ли посетил нас? - улыбаясь, говорили в деревне.
Аккурат перед войной возила Прасковья дочку в саму Москву на обследования. Поставили неутешительный диагноз - порок сердца... Лечения тогда никакого не было, только рекомендации. И самая главная из них - не рожать!
Прасковья поплакала - как же без детишек-то? - но дочка её успокоила:
- Не плачь, мама! Пусть всё будет так, как суждено. А я буду жить по совести и только сердцу своему следовать!
А вскоре влюбилась Танюшка! Да замуж собралась!
- Что ты дочка, одумайся! - просила её Прасковья.
Ну и как, скажите на милость, запретить красавице любовь земную познать?!
Невеста из Татьяны получилась всем на загляденье! Краше её весь белый свет не видывал! Люди потом долго это обсуждали.
А вскоре война началась... Почти все мужики под ружьё встали, пошли Родину защищать. В их числе и Танин муж. Через короткое время поняла она, что беременна... Прасковья, не долго думая, сказала дочке собираться - поведёт её к бабке знающей, та поможет, не впервой ей. Всегда в жизни были, есть и будут такие моменты, когда по-другому нельзя, хоть и грех это большой.
- Вот именно, мама - грех! Не буду я от дитя избавляться! Я же говорила - следую велению сердца своего...
Татьяна, хоть и была слабой и хрупкой физически, но волю имела - дай Бог каждому! На своём настояла.
Носила тяжело, но всегда крепилась и виду не показывала. А иначе и нельзя было - война шла. Немцы через их деревню Горький бомбить летали. А в деревне одни бабы остались, страшно было - словами не передать!
Когда у Тани схватки начались, бабка-повитуха прибежала. Она опытная была, много детишек через её руки в этот мир попали, но... тут и она ничего поделать не смогла... Сыночек неживой родился, ни единого вздоха не сделал... А Танюшка ещё несколько минут прожила, и покинула этот мир с улыбкой, ни о чём не жалея...
- Ей говорили не рожать... - горько плакала мать покойной на плече у невестки.
В ночь перед похоронами Прасковья всех выгнала, сказала, что хочет наедине с дочкой побыть. Не стали матери перечить. Всю ночь сидела она у гроба, молитвы читала, а под самое утро сморило её - уснула на стуле. И пришла к ней во сне Танюшка, обняла, слёзы ей вытерла, сказала, что они ещё обязательно встретятся и что, как только та проснётся, она ей знак подаст.
Очнулась Прасковья, вскочила, смотрит на дочку и глазам не верит! Давеча лежал младенец на спинке, как и мать его, рядом в её же гробу. А сейчас совсем уже по-другому покоится - ручонкой своей крошечной обвил шею усопшей и прильнул к груди щёчкой да так и замер! И лежит её Татьяна словно Мадонна с младенцем!
"Так вот о каком знаке дочка говорила!" - пронеслось в голове Прасковьи.
Поняла мать, что встретятся они ещё с Танюшкой. Только в своё время. А сейчас жить дальше надо, как бы тяжело не было. У каждого свой путь, который обязательно надо пройти до самого конца! Вытерла Прасковья слёзы и больше уже никогда в жизни не плакала.
Никого звать не стала, только Анюту, невестку свою, разбудила и ко гробу привела. Анюта увидела покойницу с сыном, охнула, рот ладонью прикрыла, а потом креститься начала. Так и стояла: смотрела с благоговением и крестилась...
- А ну-ка подсоби! - услышала невестка и наконец очнулась.
Прасковья взялась за крышку гроба и приподняла. Анюта кинулась помогать. Вдвоём они накрыли усопшую вместе с младенцем.
- А зачем мы чудо такое закрыли?! - удивилась Анюта.
- Это наше чудо! Знак от дочки. Остальным незачем видеть. И ты молчи. Поняла?
Невестка кивнула и слово дала. Она привыкла доверять свекрови.
Пришедшие на похороны подивились закрытому гробу, но любопытства проявлять не стали. Раз мать так решила, никто возразить не посмел...
С тех пор полвека минуло... Ещё раз провела Прасковья рукой по снимку со своей Танюшкой. "Всё такая же она... молодая... Ничего, так я её быстрее узнаю, когда встретимся!"
P.S. Рассказ написан на основе реальной истории, услышанной от Анны Ивановны (той самой невестки Анюты). Она сдержала слово и поведала об этих давних событиях только после того, как её свекровь Прасковья отошла в мир иной.
Советую к прочтению:
Мама вошла в воду и... Волга вышла из берегов
Навстречу похоронной процессии бежала маленькая девочка