- Государь, ну какую еще ассамблею ты затеял, - сердилась жена Екатерина, когда Петр Алексеич заявил, что желает, чтобы завтра все собрались на ассамблею, потому что самое время повеселиться, у царя хорошее настроение.
- Ну ты сам подумай, какая может быть завтра ассамблея, если у нас на всех дам – одна толковая камеристка, которая может по моде причесать. И в прошлый раз она всех причесывала три дня, так что некоторым сидя спать приходилось, чтобы твоему царскому величеству было с кем повеселиться. Так что назначай свою ассамблею через неделю. И выпиши нам в конце концов парикмахеров годных из Парижа или хотя от друга своего – курфюрста Саксонского.
Государь Петр Алексеевич, принимая свои судьбоносные решения вроде отрезания бород, не всегда задумывался о тех мелких моментах, которые несут его новшества. Например, кто бороды боярам и князьям брить станет и кто барышень на ассамблеи причесывать станет.
И поначалу на самом деле было туго. Князь Щербатов к примеру писал так:
«…Я от верных людей слыхал, что тогда в Москве была только одна уборщица для волос женских. И ежели к какому празднику когда должны были младые женщины убираться, тогда случалось, что она за трои сутки некоторых убирала и они принуждены были до дня выезду сидя спать, чтобы убору не испортить…»
Кстати, и потом к хорошему парикмахеру было не попасть. Мария Фёдоровна Каменская, в своих мемуарах рассказывая о том, как она собиралась на бал во дворец Юсуповых, была несказанно рада, что ее и ее тетушку причесали всего за несколько часов до бала, так как появилось окно у самого популярного куафера, работавшего с самой императрицей. А это был уже XIX век. Но тут задача, конечно, была попроще – не занять очередь к единственному парикмахеру, а попасть к самому лучшему.
Впрочем, постепенно дело стало налаживаться и просьбы императрицы выполнялись. В 1722 году в Петербурге, в цехе цирюльников состояло 10 человек, а парикмахеров насчитывалось аж целых 13. Росла столица на берегах Невы. И с ассамблеями стало проще. Тем более, что у парикмахеров работы тогда было очень много. Это же еще и время, когда в моде были длинные парики "аллонж", за львиные гривы которых современникам следовало благодарить лысину французского короля Людовика XIV. Именно из-за того, что он пытался ее спрятать и появилась мода на такие аксессуары.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они очень помогают развитию канала. Не говоря уж о подписке :) Тем более, что увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, только подписавшись на канал.