Портреты, которым посвящен сегодняшний материал, стали «жертвами» неверной (с моей точки зрения) атрибуции из-за ошибочной идентификации изображенных на них наград.
Когда я готовил недавнюю статью про портрет, атрибутировванный мною как изображение австрийского генерал-фельдмаршала Дауна, в Википедии среди «медиафайлов», посвященных другому фельдмаршалу – Ш.Л.М.Р. д’Аренбергу, мне попался портрет, традиционно считающийся его (д’Аренберга) изображением. Где он хранится, мне неизвестно (но явно где-то за пределами России), так же, как неизвестен и его автор. Вот этот портрет
Справедливость именно такой атрибуции портрета, собственно, подвергается сомнению и в самой Википедии. Там это изображение аннотировано, как «так называемый портрет Ш.Л.М.Р. д’Аренберга» и сопровождается ремаркой о том, что «изображенный на портрете, вероятно, родился около 1700 г.» (в то время как д’Аренберг появился на свет в 1721 г.)
Думаю, не ошибусь, если предположу, что версия о более ранней дате рождения персонажа портрета по сравнению с действительным годом появления на свет д’Аренберга основывается прежде всего на внешнем виде парика, изображенного на голове портретируемого. Не уверен, что такой парик мог носить человек, рожденный около 1700 г.(мне кажется, он должен был бы родиться раньше), но можно согласиться, что д’Аренберг в соответствующем возрасте должен был бы носить уже другой парик, вошедший в обиход позднее (или собственные волосы, убранные по более поздней моде). В таком, более позднем парике (или, скорее, с собственными волосами, уложенными в более поздней манере) д’Аренберг и изображен на своем достоверном портрете, который я уже приводил, но повторю еще раз
Кажется, и физиономически, даже с учетом возможных изменений внешности на почве резкого улучшения качества (и количества) питания, д’Аренберг не очень похож на персонажа первого портрета. Но у нас есть и еще более весомый аргумент в пользу того, что на «так называемом портрете д’Аренберга» изображен не д’Аренберг.
У правого бедра персонажа четко виден закрепленный на чресплечной ленте пфальцский (позднее – баварский) орден Св. Губерта – см. ниже (правда на этой иллюстрации сфотографирован знак ордена, изготовленный явно в более позднее время)
В доступных мне кратких биографиях Ш.Л.М.Р. д’Аренберга не содержится сведений, что он получал этот орден. Везде отмечено только наличие у него австрийского ордена Золотого руна, знак которого присутствует на приведенном выше достоверном изображении фельдмаршала и отсутствует на обсуждаемом спорном портрете.
Кто же тогда запечатлен на исходном портрете – «так называемом портрете Ш.Л.М.Р. д’Аренберга»? Сие мне неведомо. При желании можно постараться углядеть некоторую схожесть с курфюрстом Пфальца и одновременно тоже генерал-фельдмаршалом Священной Римской империи германской нации Карлом III Филиппом… но схожесть эта неочевидна.
Второй портрет, который хотелось бы рассмотреть сегодня, хранится в Вилянувском дворце-музее в Варшаве и атрибутирован как портрет Александра Юзефа Сулковского
Вот, что пишет об этом портрете на сайте Вилянувского музея Кристина Гутовска-Дудек (привожу выдержки)
«На портрете, вероятно, изображен фаворит Августа II Сильного Александр Юзеф Сулковский (1695–1762), на что указывает приколотый русский орден Св. Андрея Первозванного.
Особенно заметно сходство внешности персонажа с портретом А.Ю. Сулковского из собрания Районного музея в Лешно, созданном после 1734 года, на котором Сулковский изображен с орденом Белого орла.
Сулковский, сын Станислава и Эльжбеты Вонгровской, сделал блестящую карьеру при саксонском дворе. С 1732 г. он был литовским надворным ловчим, затем гофмейстером, а в 1733-1738 годах первым министром саксонского правительства при Августе III. Он также был генералом саксонской пехоты. Он участвовал в кампании против Франции, а также воевал в Венгрии. В 1733 году он получил от императора титул графа. В 1734 году он был награжден орденом Белого Орла. Его соперник Генрих Брюль обвинил его во вредной для Саксонии деятельности, и благодаря этим интригам Сулковский был лишен должности.
…Ввиду юного возраста Сулковского, показанного на портрете, и отсутствия ордена Белого Орла можно предположить, что картина написана до 1734 года, возможно, около 1730 года.
Изображение относится к типу парадных портретов, популярных в первой половине XVIII века. Сулковский изображен в кирасе, подпоясанный офицерским кушаком и с орденом».
Здесь необходимы два примечания. Во-первых, к своему удивлению, из польской Википедии узнал, что согласно последним данным, Сулковский польскими историками больше не считается внебрачным сыном саксонского курфюрста и польского короля Августа II Сильного. Теперь подлинными родителями Сулковского называют тех, в чьей семье он и вырос - Станислава Сулковского, старосту Кшешува и бургграфа Кракова, и Эльжбету Шалевскую, урожденную Вонгровскую.
В качестве второго примечания могу только выразить совершенное недоумение тем, что изображенный на портрете на левой стороне груди персонажа орденский знак в форме мальтийского креста на красной ленте можно было принять за знак российского ордена Св. Андрея Первозванного, представлявший собой косой крест, который носился на голубой ленте и левого бедра и никогда – на груди. Это очень странно, поскольку польские музейщики обычно очень неплохо разбираются в российских наградах.
На упомянутом Кристиной Гутовской-Дудек портрете из музея г. Лешно А.Ю. Сулковский действительно имеет нечто общее с персонажем спорного портрета
Это, однако, не отменяет того, что, если верить доступным мне биографиям Сулковского, он не имел наград, похожих на изображенный на исходном портрете орденский знак. Единственный имевшийся у Сулковского орден, носившийся на красной ленте – российский орден Св.Александра Невского, который он получил в 1736 г. Но, во-первых, к моменту награждения им, Сулковский уже имел польский орден Белого орла, который на портрете отсутствует. Во-вторых, знак ордена Св.Александра Невского представлял собой прямой, а не мальтийский крест. При том, что даже при неблестящем качестве имеющегося в нашем распоряжении снимка на груди у персонажа можно разобрать именно мальтийскую форму креста. В-третьих, знак орден Св.Александра Невского никогда не носился на груди, а только на чресплечной ленте у правого бедра или, в случае наличия у награжденного ордена Св. Андрея Первозванного – на шее.
Изображенная на портрете награда из существовавших в первой половине напоминает, на мой взгляд, знак французского ордена Св. Людовика – см. ниже
Сведений о наличии этого ордена у Сулковского мне найти не удалось. Это означает либо, что в биографиях этого человека приведены сведения не обо всех имевшихся него наградах, либо… что на портрете изображен не Сулковский. Даже если я награду на груди портретируемого идентифицировал неверно, и это не орден Св. Людовика, а некий другой орден на красной ленте, оба приведенных «либо» остаются в силе.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.