С конца XIX в. новые течения французской живописи объединились под названием постимпрессионизм, который сознательно выступил против некоторых принципов импрессионизма.
Постимпрессионизм (Post-Impressionism), этот термин впервые употребил английский критик Роджер Фрай по отношению к различным направлениям в искусстве, возникшим во Франции в период с 1880 по 1905 г. как реакция на импрессионизм. Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни.
Винсент Ван Гог
При жизни была продана лишь одна его картина. Нищета, алкоголизм и приступы душевной болезни привели художника к самоубийству. Хотя творческая жизнь Ван Гога продолжалась всего 10 лет, она была необычайно плодотворной: художником было написано около 800 картин.
Винсент стремился с помощью цветовых созвучий выразить своё отношение к изображаемому. В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его целью было выразить себя.
За последние 70 дней жизни он написал 70 картин. После смерти слава художника быстро росла. Эмоциональная глубина его творчества оказала огромное влияние на искусство 20 века, в частности на фовизм и экспрессионизм.
Поль Сезанн
Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. Он называл своё искусство «размышлением с кистью в руках». Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве Сезанна. В своих поисках часто обращался к темам и образам классического искусства, не ограничиваясь только изображением современной жизни. Сезанна интересовало не столько мимолётное впечатление от игры света, сколько материальная предметность натуры.
Его картины не вызывали интереса публики вплоть до последних 10 лет жизни, однако материальная независимость позволяла заниматься любимым делом. К концу жизни он становится глубоко почитаемой фигурой.
Поль Гоген
Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Поль хотел обратиться к вечным, вневременным темам. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней».
На больших плоскостных полотнах он создаёт статичные и контрастные по цвету композиции, глубоко эмоциональные и одновременно декоративные. Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 г. в Париже было выставлено 227 его работ.
Эдвард Мунк
Его мировоззрение формировалось под воздействием творчества писателей-символистов, что определило его частое обращение к характерным для символизма «вечным» мотивам смерти, угасания, одиночества, тревоги.
Творчество Мунка развивалось в русле складывавшегося стиля модерн, но обнаруживало и ряд новых черт — жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет, которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма.
Мунк обращался к монументально-декоративной живописи, писал станковые произведения разного, в том числе лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии.