Найти тему
Честная доставка

Яндекс решил, что курьеры слишком много зарабатывают и понизил "минималку"

Оглавление

Яндекс посчитал, что курьеры очень много зарабатывают в нынешних погодных условиях и снизил "минималку" на плановых слотах до 230 рублей.

Скриншот из Телеграм бота сервиса Яндекс Еды
Скриншот из Телеграм бота сервиса Яндекс Еды

Что такое "минималка", размер, и как ее получить

"Минималка" или минимальный доход - это гарантированный размер оплаты работы курьера за час.

Она имеет значение, когда у курьера нет заказов. Это частое явление в летнее время. Хотя у меня летом таких проблем не было, пока Яндексу не отдали Деливери Клаб. Тут количество заказов у меня просело и я начал получать либо минимальную оплату за слот, либо чуть больше за счет "чаевых" от клиентов.

До ноября 2022 года чтобы ее получить нужно было не нарушать стандарты Сервиса, а именно не опаздывать на плановый слот больше чем на 5 минут.
С ноября 2022 года всё поменялось. Теперь
есть минимум заказов, которые должен выполнить курьер. Они разные в зависимости от продолжительности планового слота.

Скриншот из Базы знаний Яндекс Еды.
Скриншот из Базы знаний Яндекс Еды.

Размер "минималки" для Санкт-Петербурга - 140 рублей в час. В других городах размер может быть иной.

Почему именно 140 рублей, а не 160 или 180

На самом деле всё очень просто и логично. Оплата за доставку одного заказа равна 70 рублей + расстояние до ресторана и из ресторана к клиенту.

"Минималка" равна двум заказам, выполненным курьером за час. В среднем так оно и получается, что за час курьер выполняет 2 заказа в час. Это актуально по крайней мере для пеших курьеров и велокурьеров.

Бывает, что вы можете сделать и больше заказов, но это только в случае так называемых "коротких" заказов, когда ресторан рядом и клиент живет рядом. У меня было, что я так за час выполнял по 4-5 заказов при этом будучи пешим курьером.

Но стандартно максимум именно 2 заказа в час. Даже если вы работаете на велосипеде потому что тратится время на приготовление, сборку заказа, дорогу курьера до ресторана и из ресторана к Клиенту.

"Повышенная минималка"

В определенные периоды времени Яндекс платит так называемую "повышенную минималку", то есть минимальный доход больше чем стандартный.

Он может быть разным. С ноября 2022 года по январь 2023 года "повышенная минималка" была:

  • 200 рублей
  • 230 рублей
  • 250 рублей
  • 300 рублей

При этом Яндекс в любой момент может увеличивать минимальный доход курьера. При этом если курьер уже на плановом слоте, то его ждет "сюрприз" он "повышенную минималку" не получит.

Приведу пример. Яндекс объявил, что 6, 7, 8 января 2023 года будет повышенная минималка 300 рублей в час, но сделал это в обед 6 января и курьеры, которые были уже на плановом слоте получили "минималку" из расчета 250 рублей в час, а не 300 рублей в час.

Заявления о корректировках результата не дали. Фактически Яндекс обманул курьеров.

Понижение "минималки" с 23 января

На момент написания статьи "минималка" была повышенной и составляла 250 рублей в час. Она была таковой в декабре и январе за исключением нескольких дней, когда составляла 300 рублей.

С 23 января "минималка" составит уже 230 рублей в час, что неминуемо скажется как на курьерах, так и на клиентах.

Курьеры будут получать на плановых слотах меньше денег. Если раньше за 8 часов работы курьер получал минимум 2000 рублей, то теперь эта сумма будет меньше на 160 рублей.

Таким образом Яндекс пытается заставить работать курьеров больше. Вообще все бонусные программы, "повышенные минималки", розыгрыши направлены на то, чтобы курьеры работали как можно больше.

К слову, раньше курьер мог работать не более 12 часов в сутки, но теперь курьер может работать все 14 часов.

Вся проблема для Яндекса заключается в том, что курьеры не хотят работать, их мало. Для этого не надо быть экспертом, чтобы заметить, что курьеров не хватает.

Косвенно это подтверждается большими сроками исполнения заказов. Курьеру могут прилететь заказы, где до ресторана ему добираться 45+ минут, а то и все 1,5-2 часа, а потом еще с Ресторана до Клиента.

У меня была ситуация, когда мне пришел заказ, и через 10 минут я уже был в Ресторане. Там мне сказали, что заказ ждет меня уже 40 минут, и что я долго добирался.

Для Клиентов данная ситуация также неблагоприятная. Это неминуемо приведет к увеличению сроков доставки. Конечно, есть курьеры, которые готовы работать в любую погоду и за любые деньги, но таких не очень много, а на многомиллионные города такие как Санкт-Петербург или тем более Москва их крайне мало.

Выводы

На самом деле ситуация очень простая. Яндекс не хочет платить курьерам деньги из своего кармана. А после Нового года количество заказов уменьшилось и единицы курьеров перекрывают "повышенную минималку".

Яндекс вынужден доплачивать курьерам за работу на плановых слотах. У меня это были суммы от 500 рублей и больше.

Хотя тут Яндекс сам виноват. Курьеры вынуждены делать заказы на большие расстояния и не набирают оплату выше минималки потому что выполняют мало заказов. К тому же часто приходиться трать значительное время на ожидание заказов или выяснения у клиентов, которые не точно сообщают информацию об адресе, куда отнести заказ. Ведь заказы выполняются "от двери до двери".

Еще одной причиной может стать то, что Яндекс поиздержался с бонусами. Я собираюсь уходить с работы курьером поэтому выжал из бонусов максимум. Я собрал все бонусы в январе и почти все бонусы в декабре.

Яндекс превратился в токсичную компанию, которая не выполняет своих обязательств и считает себя неприкасаемой. Она монополист на рынке доставок (75% доли рынка, если верить СМИ).

Неминуемо нас ждет очередной акт противостояния курьеров и Яндекса. Впереди весна, но до нее февраль и неясно какая погода будет в этот месяц. Обычно ему характерны морозы.

Одно очевидно, если государство закрутит гайки в отношении мигрантов у Яндекса начнутся очень серьезные кадровые проблемы, которые есть и сейчас, но они их худо-бедно решают.

При этом стоимость жизни в России дорожает, и будет дорожать и оплата работы курьеров, существовавшая в 2022 году, в новом 2023 году уже не кажется адекватной. И понижение "минималки" создаст проблемы всем участникам процесса доставки, кроме Яндекса, которые ни за что и никогда не отвечает. Крайними будут курьеры и клиенты.