В эти дни в нашем городе отмечается 80-летие со дня прорыва блокады. Она длилась 872 дня.
И поскольку мои подписчики, в основном, садоводы и огородники, хочу рассказать о блокадных огородах.
Первый год блокады, за период зимы-весны 1941/42 г. унес 780 тыс. ленинградцев.
В марте 1942 г. было принято положение «О личных потребительских огородах..."
Весной 1942 г. горожанам стали выдавать "билет огородника". Он давал право на б/пл. получение семян моркови, свеклы, лука, рассады, инвентаря, и удобрений.
Сады, парки, скверы, стадионы, откосы рек и каналов превратились в грядки. На Исаакиевской площади выращивали капусту. На газонах возле Марсова поля — картошку, капусту, и турнепс, которым до 41-го года кормили скотину, а во время войны — людей.
На Большом проспекте — лук и щавель. На площади Декабристов — картошку. Посадочным материалом служили кусочки картофельной кожуры с глазками. В Летнем саду - белокочанную и цветную капусту, морковь, свеклу, картофель и укроп.
Парк у Смольного, с его лужайками, двор Академии художеств, и часть территории Ботанического сада тоже были разбиты под огороды. Там выращивали овощи, шампиньоны, лекарственные растения и готовили рассаду.
Большинство горожан ранее не занимались с/х., поэтому, наряду с агитационными плакатами, стали выпускать специальные пособия для огородников.
На огородах работали все: от школьников до стариков.
Работать истощённым людям было тяжело. И результат не всегда удавался, часто из-за непригодности участка и бомбежек. Страдали огороды и от крыс, которых в осажденном городе было не счесть.
Из воспоминаний блокадницы Зои Корнильевой:
«Весной 42-го мы с сестрой шли на огород, разбитый на стадионе, по Левашевской улице. И вдруг увидели, что прямо на нас движется какая-то серая масса. Крысы! Когда мы прибежали на огород — там все уже было съедено».
Тем не менее, первый урожай помог тысячам блокадников пережить следующую зиму. А уже в 1943 году почти каждая семья в Ленинграде обрабатывала свой или коллективный огород.
Осажденный город сумел приспособиться, сумел выстоять и выжить!