Найти в Дзене
Молодой Ипотечник

Как оптимизировать расходы в личном бюджете при ипотеке? Работающие инструменты

Оглавление

Воу. Прошлая статья про ведение финансов при ипотеке получила достаточное количество лайков по отношению к дочитываниям:

19/255 = 7%.
19/255 = 7%.

Значит, настало время выполнить обещание и рассказать про методику оптимизации расходов. Мы не будем касаться банальностей в стиле «Тратьте поменьше, зарабатывайте побольше». Химия читателей с автором сформировалась точно не из-за этого 😂

-2

Так-с. Давайте сначала вдумчиво зайдем издалека. При оптимизации нужно понимать три вещи:

  1. Зачем именно вам нужно оптимизировать расходы.
  2. Что и как нужно оптимизировать.
  3. Какой результат ожидается.

И есть три самых тупых ответа в истории тупых ответов на эти вопросы :

  1. Да нужно как бы, все же так советуют так сделать.
  2. Все.
  3. Какой будет – такой будет.

Поэтому мы с вами начнем все разбирать последовательно.

Зачем именно вам нужно оптимизировать расходы

Вспоминаем наше простейшее балансовое равенство из прошлой статьи:

Без усложнений
Без усложнений

Выражение построено на сводной рекомендации банков, что платеж не должен превышать 35% от дохода. Я добавил в знаменатель обязательные расходы для точного расчета кредитной нагрузки.

В контексте оптимизации расходов давайте его преобразуем и введем дополнительный параметр.

P'' - необязательные расходы
P'' - необязательные расходы

Знаки вопроса как раз показывают неизвестное: отношение ипотечного платежа к разнице доходов и двух групп расходов.

Да, прям картинкой
Да, прям картинкой

Рассмотрим на примере. Вот Семен. У него доход 100 000 ₽ в месяц, платеж по ипотеке 18 000 ₽, обязательные расходы 40 000 ₽ (питание, связь, коммуналка и т.д.), а хотелки занимают 38 000 ₽.

По первому равенству получается, что все вроде как нормально:

Ага
Ага

Окей, добавим хотелки Семена.

-7

Что видим? Ага, если ничего не менять, то сначала вообще будет жизнь от зарплаты до зарплаты в худшей вариации. И не факт, что получится увеличить свой доход. Думаю, тут понятен ответ на вопрос: «Зачем?».

Да, причины оптимизации могут быть разными. Например, хочется чуть больше свободных денег для накоплений.

Ключевой факт в том, что сначала на цифрах надо определить реальна ли проблема и действительно ли решение лежит в оптимизации расходов. Потом уже кумекать чего делать.

Двигаемся вперед.

Что и как нужно оптимизировать?

Помните самый тупой ответ на этот вопрос? Подсказка: «Все». На этой стадии без детального разбора может начаться отчаянное соревнование в экономии. Стирать только ночью, покупать только по акциям, да и в принципе бросить есть – ну вот из этой серии.

Смысл оптимизации расходов не в тотальном ограничении, а в разумной экономии без сильного урезания хотелок.

С этим разобрались. Что дальше? А дальше следует составить карту расходов.

Для примера
Для примера

Теперь рядом с каждым пунктом в обязательных расходах отметим сценарий использования. То есть, как мы эти деньги в данной категории тратим.

-9

Напротив необязательных расходов пишем причины, по которым мы тратим свои средства именно на эти категории. Тут надо быть максимально честным с самим собой. На схематичном примере это может выглядеть так:

-10

Мы описали сценарии использования обязательных расходов и причины ухода денег на необязательные траты, без которых в принципе могли бы обойтись.

Вот только сейчас имеет смысл указать цифры. Желательно брать средние за 4-5 месяцев с поправкой на инфляцию, для объективности.

-11

Цифры брались не с потолка.

Итого. Мы видим детально, что нам надо оптимизировать. Теперь подумаем как все реализовать.

Тут уже каждую категорию рассматриваем индивидуально. Например, по транспорту мы можем сделать следующее: посчитать в каких случаях можно безболезненно снизить количество поездок на такси, возможно ли вместо автобуса пройтись пешочком.

Вот часть схемы по обязательным расходам
Вот часть схемы по обязательным расходам

Да, если не видно, то тыкайте на картинку.

Подход к необязательным расходам строится тупо на психологии. Если категория обязательных сидит в фундаменте нашей личной пирамиды Маслоу, то остальное уже где-то выше. Поэтому надо копнуть в сторону альтернативы, которая окупится на дистанции.

Вот пример. У нас в необязательных расходах указано кофе с собой по причине того, что нравится вкус и аромат. 3 500 ₽ в месяц. Как найти замену и оптимизировать?

Покупаем термос, кофемолку и хорошие кофейные зерна. Стандартная кофемолка стоит ~700 ₽, литровый термос ~1200 ₽, килограммовый пакет хороших кофейных зерен ~ 1000 ₽ на маркетплейсах, его хватит на сотню с хвостиком порций американо (8 грамм молотого зерна требуется для основы). В первый месяц потрачено ~2900 (уже дешевле), а затем расходы сводятся к зерну.

Или вот. Пункт с вредными привычками. У нас там причины указываются в виде зависимости из-за проблем в детстве. Распространенная история, кстати. Что можем сделать для оптимизации? Банально снизить потребление, а сэкономленное потратить на сеанс с психологом. Проблема только в поиске спеца адекватного, ох. В перспективе привычкы уйдут, если есть реальное желание от них избавиться.

Вот эти примеры не истина. Указана логика решения по таким тратам: определяем реальную причину, придумываем альтернативу, просчитываем выгоду и вперед.

-13

Ну и давайте до кучи. У нас в любом случае большинство расходов идут по банковской карте. Значит, мы можем дополнительно посмотреть в сторону банка с максимально выгодным кэшбеком.

В крупном плане получается такая махина:

-14

При таком подходе мы понимаем как сэкономить и сохранить качество жизни

Мы почти на финише. Финальный вопрос.

Какой результат ожидается

Да, не все так просто. Снова вернемся к нашему выражению с первого вопроса.

-15

Только теперь мы восклицательными знаками обозначили цифру, к которой планируем прийти. А знаки вопроса – текущее положение дел.

Вернемся к Семену, он нас ждет. Представим, что он составил схему своих расходов, траты и возможные варианты по оптимизацию. Пришел вот к такому уравнению:

-16

И оно как раз описывает результат. В итоге он формулируется по задаче: подобрать такие величины экономии X и Y, при которых соотношение ипотечного платежа к сумме доходов и всех групп расходов снизится с 81% до 60%.

А после достижения дальше снижать? Тут в зависимости от того, насколько комфортно.

А если тупо повышать свой доход? Конечно, может получиться. Только финансовое поведение от этого вряд ли поменяется. Ну станет Семен зарабатывать в два раза больше – порядок расходов вырастет пропорционально.

Заключение

По времени такая возня займет пару-тройку часов. Нужно будет поднять банковские данные, покопаться в себе, определить сценарии финансового поведения, что-то посчитать и где-то покреативить. И это того стоит.

Читайте прошлую статью, там база без погружения в тему расходов.

Пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Да пребудет с вами вычет!