Найти тему

Режим Чёрных полковников в фильме "Каратель"

Что чувствует вооруженный представитель власти, которому дают приказ учинить насилие над безоружным «врагом»? Этот вопрос в равной степени относится как к полицейскому, участвующему в разгоне демонстрации, так и к военному, выполняющему распоряжение пустить кого-нибудь в расход. Проанализировать явление взялся греческий режиссер Манос Захариас. Оказавшись в политической эмиграции в СССР, он снял фильм «Каратель».

Период 1960-1970-х открыл для Греции довольно сложную, мрачную эпоху. Под знаменем борьбы с «коммуно-анархической заразой» к власти пришла праворадикальная диктатура, ставшая известной, как режим Чёрных полковников. Патетические речи о защите нации, политические репрессии, религиозность (как ни парадоксально, православная), казни, пытки – в общем, все, как и полагается у истинных поборников традиционных ценностей.

В этот период и несет государственную службу простой солдат Вангелис. Парнишка – не особо рефлексирующий провинциал, предпочитающий простые развлечения, и всё свободное время проводящий со своей девушкой Марией. В воинской части, в которой он служит, один из бойцов отказывается от участия в расстреле местного коммуниста на полигоне – за что его, конечно же, отправляют под арест.

У Вангелиса нет таких моральных проблем: расстрел, так расстрел. Он, в числе прочих сослуживцев, послушно выполняет приказ, да еще и получает внеочередную увольнительную вместо того солдата, что отказался стрелять. Вангелис отправляется в город, чтобы хорошо провести время с друзьями и подругой. Но что-то не дает ему наслаждаться жизнью. Где-то в глубине души молодой человек чувствует тревожное беспокойство, постепенно всё больше нарастающее.

Манос Захариас испытывал отвращение к режиму Полковников. Это видно в каждом кадре «Карателя». Любая подобная власть делает ставку на всё самое плохое в человеке, и, к сожалению, на каких-то исторических промежутках расчет оказывается верным. Однако даже такие как Вангелис (его, кстати, сыграл Евгений Киндинов из «Романса о влюбленных»), с оружием в руках поддерживающие зловещую стабильность этой государственности, могут вдруг почувствовать пробуждение нравственности. Едва ли они способны на осознанный протест, но на стихийный бунт – вполне. А это уже немало.

С эстетической точки зрения лента тоже представляет собой крайне необычное явление: это драма о Греции, снятая греком, но в СССР, соединяющая в себе одновременно стилистику оттепельного кино и остро-политического высказывания. Надо сказать, что с русскоговорящими артистами это всё сегодня смотрится особенно любопытно.

__________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!