Казалось бы, на фоне обострившегося противостояния России и Запада степень национализации российской промышленности под лозунгами «импортозамещения и суверенитета» должна возрастать, а самостоятельное производство пополняться новым ассортиментом. Но иногда что-то идет не так. Петербургский завод «Вагонмаш» потерял своего российского собственника, и чешская фирма Skoda Transpоrtation стала единственным владельцем завода.
При этом завод имел хорошие перспективы в России и двигался совершенно в ином направлении. В 2020 году 49% акций завода приобрела российская компания «Синара-Транспортные Машины» (СТМ), доведя в последствии свою долю до 50%. Завод должен был стать ключевой площадкой в компании по производству, продаже и обслуживанию современного городского транспорта. При этом такое российско-чешское предприятие на базе Вагонмаша должно было войти именно в российскую промышленную структуру. То есть на базе завода «Вагонмаш» планировалось создать некую промышленную сеть широкого профиля - «Синара-Шкода», которая вольется в российскую национальную промышленность, а чешская компания при этом за счет структурных перестановок становится в большей степени коммерческим партнером, нежели управляющим агентом. Другими словами, еще совсем недавно, в период с 2020 по 2022 год, завод Вагонмаш, равно как и связанная с ним ветка промышленности, не только имел экономические перспективы развития, но и в широком смысле должен был способствовать развитию и национализации российской промышленности. Но что-то резко изменилось, что-то прошло не так, и Синара осенью 2022 г вышла из владения заводом, а Шкода вышла из проекта «Синара-Шкода» и стала полным собственником завода. Теперь завод Вагонмаш на 100% чешский, а Чехия — это западный мир, чуждые нам европейские ценности и страна НАТО. При этом российская компания Синара дает расплывчатые пояснения, по какой причине она продала завод, который буквально только что (в 2020-м году) купила для «больших целей». Поэтому нам — обычным россиянам, остается только гадать о том, что же все-таки случилось и почему все это происходит.
С одной стороны, переход российского завода в иностранную собственность - новость не такая уж плохая, поскольку иностранные компании в России — это стабильный и надежный работодатель. Качество услуг и продукции иностранных компаний зачастую выше чем у российских предприятий, а условия труда и соблюдение прав сотрудников приближается к западным стандартам (хотя местный климат неизбежно накладывает отпечаток на все, но разница все же есть). С другой стороны, какие могут быть перспективы развития любой промышленности в России в современных условиях? Странно все это, наверное, время покажет почему и с какой целью российский завод «Вагонмаш» так внезапно переметнулся в собственность запада.