Подполковник Дмитрий Громыко возглавляет медицинскую службу Гомельского пожарного аварийно-спасательного отряда уже десять лет. Пришёл в МЧС молодым специалистом в 1998 году после окончания Гомельского медицинского института. Новое для пожарных структурное подразделение тогда только формировалось и называлось здравпунктом. Перед его сотрудниками ставилась задача оказания неотложной медицинской помощи пожарным, и лишь в особых случаях – пострадавшим гражданам.
– Собственно, и оказывать-то помощь тогда особо нечем было, – с улыбкой вспоминает офицер. – Переданный нам старый армейский УАЗ («таблетку») комплектовали, чем могли: неполными медукладками, шинами Крамера, носилками, автомобильными аптечками, перевязочным материалом. Когда на складах НЗ Министерства обороны нам удалось «выцыганить» подготовленный к списанию мобильный наркозный аппарат, счастью нашему не было предела.
Сегодня штат медицинской службы областного управления МЧС насчитывает 11 врачей, фельдшеров и водителей-санитаров, а её оснащение ни в какое сравнение не идёт с тем, что было раньше. В распоряжении спасателей-медиков два реанимобиля (основной и резервный). Укомплектованы они по последнему слову медицинской техники, с таким расчётом, чтобы врачи МЧС имели возможность полностью заменить собой гражданские реанимационные бригады и бригады интенсивной терапии. Автомобили оснащены вакуумными матрасами для безопасной перевозки пострадавших с многочисленными переломами, специальными носилками, конструкцией для транспортировки раненых в сидячем положении. У гомельских спасателей-медиков имеется даже мобильный аппарат ИВЛ фирмы Weinmann, таких в Гомеле всего два.
Не удивительно, что Дмитрий Громыко готов часами рассказывать о том, как преобразилась медслужба за время её существования. Однако лучше всяких слов об эффективности подразделения и его сотрудников говорят истории о спасённых жизнях.
Трагедия на трассе
Несколько лет назад на объездной дороге в районе деревни Бобовичи произошло лобовое ДТП – столкнулись два легковых автомобиля. В одном из них находились пять человек, в другом – супруги с трёхлетним малышом.
– Дело было ранним утром. Нас подняли по тревоге, мы выехали вместе с нашим АБР (автомобиль быстрого реагирования) и на месте происшествия оказались раньше городских «скорых», – рассказывает Дмитрий Громыко. – Когда прибыли, двое из участников аварии были мертвы, остальные находились в очень тяжёлом состоянии. Особенно мать с ребёнком. Оба без сознания, женщина дышала с трудом. Мы подключили её к аппарату ИВЛ, ввели обезболивающие. Параллельно оказывали помощь другим пострадавшим с многочисленными переломами. Наложили шины, зафиксировали их в безопасном положении, одному пострадавшему остановили артериальное кровотечение с помощью жгута. Пару человек, которым требовалась экстренная помощь, отправили в городские больницы с попутным автотранспортом, предварительно проинструктировав владельцев, куда вести и что делать, чтобы пострадавшие в дороге не теряли сознания. Когда приехали «скорые», передали им раненых, подробно рассказав, какие меры реабилитационного характера были предприняты с нашей стороны. Как оказалось впоследствии, мы всё сделали правильно.
Врачи в противогазах
В течение суточного дежурства врачам МЧС приходится минимум пять-шесть раз выезжать на места чрезвычайных происшествий. К счастью, в большинстве случаев для подстраховки. Но бывает и иначе.
В прошлом году в многоэтажном доме на улице Зои Космодемьянской случился пожар. Вскоре по радиостанции поступило сообщение от ушедшего в разведку звена газодымозащитников о том, что в одной из квартир в бессознательном состоянии обнаружена женщина. Врач и фельдшер тут же включились в аппараты на сжатом воздухе и поднялись на нужный этаж.
– Даже беглого осмотра пострадавшей оказалось достаточно, чтобы понять – женщина получила сильное отравление продуктами горения, а также ожоги лёгких и верхних дыхательных путей, – вспоминает Дмитрий Громыко. – Ещё бы пару минут, и она бы задохнулась. Мы тут же подключили пострадавшую к мобильному кислородному аппарату, сделали инъекцию от шока. Когда сносили вниз, женщина пришла в сознание и очень удивилась – шутка ли, увидеть врачей не в белых халатах, а в противогазах.
Внизу мы передали пострадавшую коллегам из городской скорой медпомощи. Им находиться в эпицентре ЧС запрещено. Работа там – наша прерогатива.
Своих не бросают
Профессия спасателей не случайно входит в десятку самых опасных в мире. Бывает и так, что, спасая других, они и сами получают травмы. Несколько лет назад именно такой случай произошёл в Гомеле. Во время ликвидации пожара на улице Троллейбусной обрушились несущие конструкции здания и двое спасателей-пожарных получили серьёзные ожоги. На помощь пришли врачи МЧС.
– Они тут же оказали пострадавшим необходимую медицинскую помощь и оперативно доставили их в ожоговое отделение городской больницы. Впоследствии наладили тесную связь с больничными врачами, постоянно интересуясь состоянием сотрудников. Оказалось, что больница испытывает дефицит некоторых высокоэффективных средств для лечения ожогов. В частности, гидрогелиевых повязок. Начали поиск, подключились все, вплоть до Министерства по ЧС. После того как повязки были доставлены в больницу, выздоровление и восстановление наших сотрудников пошло гораздо быстрее. Сейчас они оба в строю, по-прежнему выполняют свои обязанности, – улыбается Дмитрий Громыко.
По велению сердца
Нередко ради спасения жизни человека врачи МЧС приходят на помощь гражданским коллегам.
– Во время эпидемии ковида к нам обратился за помощью заведующий одной из городских больниц, – вспоминает офицер. – Пациенту необходимо было срочно сделать рентгеноскопию. Но проблема в том, что больной был подключён к аппарату ИВЛ, а рентгенкабинет располагался на другом этаже. Отключить человека от аппарата даже на короткий срок было невозможно. Врач знал, что мы располагаем собственным переносным аппаратом ИВЛ. Конечно же, мы приехали. Переключили к своему аппарату больного, на каталке доставили его на другой этаж, провели процедуру и вернули на место.
Американ бой
– Никогда не знаешь, когда понадобится твоя помощь, поэтому всегда нужно быть готовым её оказать, – говорит офицер Громыко и вспоминает очередной случай.
Несколько лет назад во время проведения международного лагеря «Спасатель» на базе Гомельского лицея МЧС, в котором принимали участие команды из 23 стран, 12-летний мальчик из США неудачно прыгнул и получил серьёзную травму позвоночника. И вновь на месте происшествия первыми оказались представители медслужбы ГОУ МЧС.
Сразу же зафиксировали пострадавшего, сделали обезболивающий укол, стабилизировали состояние и доставили в областную больницу. Некоторое время он лечился там. Когда было принято решение о переправке его в Минск для дальнейшей транспортировки самолётом в США, возник вопрос: как это сделать? Ребёнок мог находиться только в горизонтальном положении, любое беспокойство, связанное с тряской, могло ухудшить его состояние.
– Решили задействовать для перевозки мальчика наш вакуумный матрас. В нём человек находится словно в коконе, никакие ухабы ему не страшны. Так и доставили мы маленького американца в Минск, всё прошло благополучно. Его мать очень нас благодарила и постоянно удивлялась, что в Беларуси медицина даже за пределами столицы находится на столь высоком уровне. А уж в то, что наши врачи лечили её сына бесплатно, вообще долго отказывалась верить. В аэропорту перед отправкой на родину американка руками изобразила в воздухе огромное сердце и крикнула: Thanks, Belarus! I will always remember you! (Спасибо, Беларусь! Я всегда буду помнить вас! – ред.).