Найти в Дзене
Stories и история

Балты или славяне РАДИМИЧИ?

Оглавление

В своем рассказе о восточнославянских племенах, упоминаемых в "Повести временных лет", я наконец подобралась к радимичам. ПВЛ, как мы знаем, называет 15 таких племен: поляне, дреговичи, северяне, радимичи, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, вятичи, кривичи, полочане и словене.

Проверь себя: что ты знаешь о восточнославянских племенах?

Радимичи обычно упоминаются в связи с вятичами. Вот что пишет автор "Повести временных лет": "Поляне же, жившие сами по себе, как мы уже говорили, были из славянского рода и только после назвались полянами, и древляне произошли от тех же славян и также не сразу назвались древляне; радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой - Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты". По той же легенде, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились по реке Сож (современные территории Гомельской и Могилевской областей Беларуси) и основали города: Кричев, Гомий (Гомель), Рогачев, Чичерск (Чечерск), Стародуб, и др.

Герб города Стародуба. Источник фото: http://www.mglin-krai.ru/radimichi-i-drevnyaya-rus/278-letopisnye-svidetelstva-o-radimichakh
Герб города Стародуба. Источник фото: http://www.mglin-krai.ru/radimichi-i-drevnyaya-rus/278-letopisnye-svidetelstva-o-radimichakh

Итак, вышли радимичи из "ляшских" земель, место расселения - бассейн р. Сож, и, оказывается, вятичам они родственники.

Но вот археологи сомневаются и настаивают на как минимум смешанном, славяно-балтском происхождении радимичей. Почему так?

Основным этноопределяющим признаком радимичей считаются семилучевые височные кольца:

Семилучевые височные кольца  радимичей. Здесь и дальше в статье используются изображения из открытых источников
Семилучевые височные кольца радимичей. Здесь и дальше в статье используются изображения из открытых источников

Судя по распространению семилучевых височных колец, радимичи, действительно, в X-XII веках занимали Посожье и междуречье Сожа и Днепра, по Днепру они граничили с дреговичами, у которых тоже прослеживается балтский элемент (и которые явно, судя по находкам, проникали на территорию радимичей). На юго-востоке радимичи соседствовали с северянами, а на левых притоках Десны - с вятичами:

Расселение восточнославянских племен в VII-VIII вв.
Расселение восточнославянских племен в VII-VIII вв.

Археологи подметили еще одну особенность на территории расселения радимичей: это курганы с трупосожжением не на горизонте, а на подсыпке, т.е. в насыпи. Такие курганы считают специфической особенностью погребального обряда радимичей, как и т.наз. "огненный круг": в конце X века у радимичей появляются первые захоронения без кремации умершего. Так вот, на том месте, где насыпали курган, как реликт старого обряда, все равно разжигали костер. Костер оставлял "кольцо" - слой золы, угольков. "Огненные кольца" радимичей - характерная особенность их курганов X-XII вв.

Что находят археологи в курганах радимичей? - семилучевые височные кольца прежде всего. Их носили по одному или по нескольку на каждом виске;

- шейные гривны особого, так сказать, фасона, которые не встречают аналогий в украшениях соседей радимичей - полян, дреговичей, древлян, зато находят аналогии в украшениях, найденных на территории расселения летто-литовцев. Так, к балтским прототипам относят шейную гривну с заходящими многогранными концами из кургана Брянской области, звездообразные (лучистые) пряжки, костяные привески в виде уточек, бронзовые спиральки, змееголовые браслеты.

Литовцы - потомки римлян?? Ого!

Украшения радимичей из Брянской губернии. Источник фото: https://vk.com/wall-65739407_73917
Украшения радимичей из Брянской губернии. Источник фото: https://vk.com/wall-65739407_73917

Так вот, в радимичских курганах балтские элементы прослеживаются в большей мере, чем в областях расселения других отмеченных летописью восточнославянских племен. Отечественный археолог В.В. Седов объясняет данный факт более поздним приходом славян на земли, где они встретили балтское население. Как и в случае расселения вятичей на территории верхней Оки, на территории, занятой радимичами, балты, которые расселялись на данной территории ранее, не покинули своих прежних мест, и под их влиянием у славян появились нехарактерные для них украшения, а также восточная ориентировка при погребении умерших (а у упомянутых выше вятичей - обычай сооружения кольцевых оград).

Влияние на пришлых радимичей прежнего населения Посожья прослеживается, как мы видим, главным образом в предметах материальной культуры и в обрядах, что косвенно свидетельствует о небольшой численности пришлого славянского населения.

Не исключено, что балтского происхождения - и этноним "радимичи": лит. radimas - нахождение, radimviete - местонахождение. Т.е. такое название носила некая славянизированная к IX-X вв. балтская этническая общность. Так, советский лингвист Георгий Хабургаев относил дославянский язык населения региона на основе гидронимов Посожья к западнобалтским, а именно, к ятвяжским диалектам.

Хотя в этом вопросе есть и другие точки зрения. Так, исследователи-индоевропеисты В.В. Иванов и В.Н. Топоров увидели связь этнонима радимичи с именами скифских царей: Radam-furt-, Radam-sad-, Radam-as-, Radam-mizda-, а основу этнонима связывали с др.-ир. <скифской> основой radam- из ир. fratama- < *pratama- - первый (именно она и "задействована" в скифских царских именах!); Г.В. Вернадский в этой связи обратил когда-то внимание на осет. рад - порядок, линия - и радомун, радӕмун - смирять, покорять. Но, уместно заметить, ираноязычные кочевники (скифы или сарматы) все-таки на территории Беларуси не селились (а селились все те же балты, например, ятвяги).

Откуда пришли радимичи? - вероятнее всего, из Верхнего Поднестровья - В.В. Седов на основе анализа названий рек установил сходство названий бассейна реки Сож с небольшим участком Верхнего Поднестровья.

Откуда вы пришли, CЛАВЯНЕ?

Причиной их переселения могло послужить передвижение в Центральную Европу угров / венгров из междуречья Днепра и Дона в Центральную Европу. Первые вторжения угров, продвигавшихся через верховья Днестра, отмечены 862 годом, что соотносится с первым упоминанием радимичей в летописи под 885 годом.

Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века, первое упоминание радимичей под 885 годом. Изображение из Википедии
Миниатюра из Радзивилловской летописи, конец XV века, первое упоминание радимичей под 885 годом. Изображение из Википедии

Так мы опять встречаемся с "ляшской" теорией происхождения племени ("радимичи же ... от рода ляхов"), которой придерживались польские хронисты, такие, как Ян Длугош, и другие. В пользу этой теории - существование польского города Радома на древних землях западных балтов в 100 км от Варшавы. Причем поселение на месте нынешнего Радома появилось в VIII-IX веке, и расположен город недалеко от границы с Беларусью. Уж не попутал ли автор ПВЛ название города с эпонимом "Радим"? В настоящее время Радом - город-побратим главного города радимичей - Гомеля. - совпадение?

Академик А.А. Шахматов, не отвергая в целом польскую теорию происхождения радимичей, пытался опереться на данные лингвистики и указывал, что область, заселенная некогда радимичами, принадлежит в настоящее время к ареалу распространения белорусского языка, в котором отмечено множество совпадений с польским.

Еще один российский филолог-славист начала ХХ века, Е.Ф. Карский, вообще отвергал теорию польского происхождения радимичей и доказывал самостоятельное развитие ряда особенностей белорусского языка, сближающего его с польским. - А как же летопись? - а сообщение ПВЛ о выходе радимичей из "рода ляхов" следует понимать не так, что они были "ляшским племенем", а что они переселились на Сож из тех западных регионов, что соседствовали с ляшскими племенами. К слову, того же мнения придерживался и известный исследователь славянских древностей Любор Нидерле - он считал областью первоначального расселения радимичей бассейны рек Буга и Нарева.

Трудно прийти к какому-либо окончательному выводу из-за редких упоминаний радимичей в письменных источниках. Вернемся к тем источникам, что есть.

ПВЛ: "В год 6393 (885). Послал <Олег> к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам"<"Козарам"> . И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал", - из этого отрывка мы узнаем, что в 885 году киевский князь Олег установил над радимичами свою власть и обложил их данью. В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в его легендарном походе на Царьград, через некоторое время даже сумели освободились от власти киевских князей, но в 984 году Владимир Святославович совершил новый поход на радимичей, и те были разбиты на реке Пищане. После этого территория радимичей окончательно вошла в состав Киевской Руси; впоследствии они оказались в Черниговском и, в небольшой степени, в Смоленском княжествах.

Во всем остальном радимичи жили также, как и другие восточнославянских племена: занимались подсечным земледелием, Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей, домашнюю птицу. Развивались ремесла и торговля. Сложилась у радимичей, как и у других славян, и племенная организация, выделялись вожди - князья, князья опирались на дружины.

КОНУНГ и КНЯЗЬ. Что общего?

Современная реконструкция поселения радимичей. Источник фото: mogomc.by
Современная реконструкция поселения радимичей. Источник фото: mogomc.by
Радимичи. Современная реконструкция. Источник фото: mogomc.by
Радимичи. Современная реконструкция. Источник фото: mogomc.by
"Радимичанка". Реконструкция внешности женщины 25-30 лет из племени радимичей. Дер. Каласы, Рогачевский район, XI-XII век. Источник фото: http://www.mglin-krai.ru/radimichi-i-drevnyaya-rus/278-letopisnye-svidetelstva-o-radimichakh
"Радимичанка". Реконструкция внешности женщины 25-30 лет из племени радимичей. Дер. Каласы, Рогачевский район, XI-XII век. Источник фото: http://www.mglin-krai.ru/radimichi-i-drevnyaya-rus/278-letopisnye-svidetelstva-o-radimichakh

Как и другие славяне, радимичи долго сохраняли языческие верования.

Языческие корни ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Интересна была форма брака у радимичей: брак-"умыкание". Нередко сговаривались заранее, или же в дни языческих праздников молодые люди сговаривались, придя на игрища, и происходило умыкание жен: "...на бесовских игрищах" ... "умыкаху жены собе, с нею же кто свещащася", - писал, явно не одобряя обычай, летописец.

"Похищение княгини". Художник Борис Ольшанский, картина 2005 года.
"Похищение княгини". Художник Борис Ольшанский, картина 2005 года.

Что еще можно сказать о радимичах? Последнее упоминание о них как о данниках варягов мы встречаем в летописях под 1169 годом. Радимичи участвовали в формировании белорусской народности, в состав которой вошла их основная часть.

Интересно? Подписывайтесь на мой канал в ДЗЕНе и читайте статьи о других восточнославянских племенах:

Славяне или не славяне ПОЛОЧАНЕ?

Какое отношение к Польше имели ПОЛЯНЕ?

Это мы, ВЯТИЧИ. Ваши предки-славяне

Странные славяне северяне

ДРЕВЛЯНЕ - очень древние славяне?

Славяне-кривичи - предки белорусов?

Загадка славян-дулебов

Неславянские славяне дреговичи

Так чьи же вы предки, славяне ТИВЕРЦЫ?

Славяне УЛИЧИ, которым не везло

Славяне-ВОЛЫНЯНЕ. А причем здесь БУЖАНЕ и современные украинцы-волыняне?

Белые хорваты - восточные, западные или южные славяне?

Славяне СЛОВЕНЕ, основавшие Новгород