Новые выкладки, навеянные провалами первыми закупками нефти в резерв, а также острым недостатком денег у Минэнерго США для этих самых закупок даже по предполагаемой цене в 70 долларов за баррель.
Как пишут, ранее на этой неделе администрация Байдена отклонила первые заявки компаний, предлагающих продать сырую нефть в стратегический нефтяной резерв страны. Тендер последовал за рекордной распродажей из SPR 180 миллионов баррелей в течение 2022 года. И эти 180 миллионов баррелей могут никогда не вернуться в SPR.
Как говорится в заявлении Министерства энергетики после неудавшегося тендера, в ходе которого были предложены заявки на скромные 3 миллиона баррелей:
«Министерство энергетики будет отбирать только те заявки, которые соответствуют требуемым спецификациям сырой нефти и по цене, которая является выгодной для налогоплательщиков».
И это заявление отражает то, чего многие опасались в прошлом году, когда президент Байден впервые заявил, что администрация будет продавать нефть из SPR, чтобы снизить цены на бензин.
Во-первых, существует проблема со спецификациями. Когда администрация продавала сырую нефть из SPR, о спецификациях никто ничего не говорил. Единственным важным моментом был объем. В то время критики отмечали, что SPR содержит в основном легкую малосернистую нефть, и выпуск 180 миллионов баррелей нефти этого сорта не окажет большого влияния на цены на бензин, поскольку американский бензин производится из смеси легкой и тяжелой нефти.
Тем не менее рынок нефти реагирует на события странным образом, и иногда достаточно выпустить на рынок несколько миллионов баррелей, чтобы убедить трейдеров в том, что там, откуда они взялись, есть ещё гораздо больше [и не важно подходящая это нефть или нет - прим. Об этом не говорят]. Цены на топливо в США упали, тем более что продажи совпали с устойчивой высокой инфляцией в США, которая сократила потребление нефтепродуктов.
Во-вторых, возникает вопрос цены. Министерство энергетики заявило в конце прошлого года, что начнет покупать нефть для SPR только после того, как цена WTI упадет примерно до 67-70 долларов за баррель. Сейчас WTI торгуется на отметке $75. Однако эта цена представляется недостаточно низкой для Министерства энергетики. И это проблема, потому что общий объём продажи из SPR составил не первоначально заявленные 180 миллионов баррелей, а более 220 миллионов баррелей сырой нефти.
Такие распродажи создают проблемы по нескольким причинам. Во-первых, потому что запасы нефти в SPR находятся на самом низком уровне с начала 1980-х годов и, как отмечают некоторые аналитики, SPR представляет собой стратегический резерв, предназначенный всё-таки для использования в чрезвычайных ситуациях. Так что, если случится чрезвычайная ситуация, стратегические запасы нефти будут меньше, чем должны быть.
Вторая причина, из-за которой возникают проблемы, заключается в том, что администрация надеялась добиться своими предложениями о покупке нефти для SPR не только пополнения запасов, но и хотела стимулировать увеличения добычи нефти местными компаниями в США. И местные компании, похоже, не заинтересованы в таком увеличении для продажи нефти американским властям.
По словам руководителей отрасли, добыча уже становится дороже для большинства нефтяных компаний в США. Несмотря на то, что оптимизм в отношении цен на нефть есть, он умеренный и осторожный, и никто не торопится наращивать добычу при текущих ценах на нефть. Это не могло стать неожиданностью: производители нефти в США также не наращивали добычу, когда цены были значительно выше.
Однако проблема серьёзней в том, может ли Министерство энергетики позволить себе пополнить SPR. И ответ на этот вопрос вполне может быть «Нет».
Продажа 180 млн баррелей сырой нефти из SPR в прошлом году, вероятно, принесла около 17,3 млрд долларов выручки при средней цене 96 долларов за баррель. Но из этих 17,3 млрд долларов 12,5 млрд долларов были выделены для использования Конгрессом в последнем законопроекте о расходах, чтобы заполнить пробел, образовавшийся в результате отмены ранее запланированных продаж SPR на период с 2024 по 2027 год.
Из-за этого у Министерства энергетики остаётся только 4,8 миллиарда долларов на пополнение SPR, и на это можно купить только 70 миллионов баррелей при цене WTI в 70 долларов за баррель. Это меньше половины того, что было продано в прошлом году.
Тем не менее, даже если WTI действительно упадет до 70 долларов и Министерство энергетики начнет покупать нефть, рано или поздно сам факт покупки нефти в SPR может подтолкнуть цены вверх, что еще больше снизит покупательную способность властей.
Это говорит о том, что восполнение стратегических резервов нефти будет задачей намного сложней, чем их использование для снижения цен на заправке. Некоторые аналитики утверждают, что SPR в любом случае не имеет значения в наши дни. Другие неоднократно отмечали, что он не просто так называется стратегическим, и это очень веская причина.
Независимо от того, актуально это или нет, потенциально объёмы нефти в SPR будут оставаться на низком уровне в течение некоторого времени. Это произойдет не только из-за непривлекательных предложений, которые Министерство энергетики делает производителям, но и из-за того, что экспорт как сырой нефти, так и топлива в Европу становится всё больше и должен увеличиться после 5 февраля, когда вступит в силу эмбарго ЕС на российское топливо.