Найти в Дзене
script bro | сценаристы

КАК МАКСИМАЛЬНО УПРОСТИТЬ НАПИСАНИЕ СЦЕНАРИЯ В 2023 ГОДУ

Наступил Новый Год, я перечитал свои старые статьи и был удивлён тем, как много мелочей затронул в них. Если вы были кем-то, кто только начинал писать сценарии, и наткнулись на них, то могли бы подумать, что сценарное ремесло настолько сложное и многослойное, что может вообще за него не браться?

Честно говоря, овладение любым навыком - это долгий и кропотливый путь. И есть ценность в том, чтобы одержимо овладевать каждым маленьким нюансом в попытке написать лучший сценарий из возможных.

С учётом сказанного, детали могут поглотить вас и в конечном счёте саботировать, если вы станете одержимы ими до такой степени, что упустите из виду основные принципы написания хорошего сценария. Позвольте мне привести вам аналогию.

В теннисе есть технический приём, который появился в последние пять лет и называется "перемещение запястья" (wrist lag). Идея в том, что когда вы наносите удар справа, вам нужно, чтобы ваше запястье было отведено назад и тянулось, когда вы выставляете ракетку вперёд. Затем, в последнюю секунду, как раз перед тем, как вы ударите по мячу, вы перемещаете своё запястье, что позволит вам ударить с большей силой.

-2

Итак, важно ли "перемещение запястья"? Конечно. Но оно не имеет никакого значения, если вы не добрались до мяча вовремя, если вы неправильно расставили ноги, если вы не сделали верный замах, если вы неправильно рассчитали время удара, если вы не вытянулись к мячу.

По иронии судьбы, чья-то одержимость этим приёмом на самом деле сделает удар справа хуже, чем если бы они никогда не пытались это провернуть в первую очередь. Это потому, что сосредоточение внимания на очень специфичных деталях, призванных вывести ваш сценарий – э–э, я имею в виду ваш форхенд - на новый уровень, бессмысленно, если вы не освоили основы.

Другой, более универсальной аналогией может быть то, что кто-то сосредотачивается на интервальном голодании, чтобы похудеть, когда он даже не может прожить неделю без ночных перекусов и пончиков в течение трёх дней подряд. Если что, этот кто-то не я.

Вы поняли, в чём дело. Вам нужно научиться контролировать потребление основных калорий, прежде чем вы начнёте и попробуете какую-нибудь узкоспециализированную систему питания, предназначенную для подготовленных спортсменов, которые хотят снизить содержание жира в организме с 9% до 8%.

Итак, сегодняшний пост - напоминание о восьми основных вещах, которые окажут наибольшее влияние на качество вашего сценария. Если вы слабы в какой-либо из этих областей, я бы посоветовал вам поработать над их улучшением, прежде чем переходить к таким приёмам, как драматическая ирония, основанная на мироощущении героя. Или даже простые вещи, такие как одержимость тем, что выделять жирным шрифтом линии заголовков сцен.

Основы могут показаться скучными. Но они будут главной причиной того, хорош ваш сценарий или плох. Так что давайте вспомним их.

Грандиозная идея фильма с высокими ставками – я часто думаю о таких терминах, как "хай-концепт" и "цепляющая история", и хотя я считаю, что эти вещи важны, реальность такова, что большинство фильмов это не хай-концепты. У них нет цепляющих крючков, таких как в фильмаз "Нет" или "65".

И это потому, что не всем нравится писать жанровые хорроры или научную фантастику. Но это не значит, что вы можете просто писать всё, что хотите, и ожидать, что читателю будет не всё равно.

В вашей идее должно быть что-то большое. Вот почему я говорю: напишите что-нибудь, где на кону будет жизнь. Вместо того, чтобы писать о компании старых друзей, которые приезжают на отдых после долгой разлуки, напишите "Достать ножи" (группа людей в доме: кто-то убит, а кто-то убийца).

Вместо того, чтобы писать об одиночке, который чувствует себя изгоем, напишите об одиночке, который чувствует себя изгоем и находит своё призвание в профессии стрингера и снимает шокирующие репортажи с мест происшествий. Вам нужно, чтобы ваш разум думал в этом направлении.

Аутлайн – я не собираюсь вдаваться в большие дебаты по поводу аутлайна. Я оставлю это на ваше усмотрение. Но я напомню всем, что главная причина, по которой сценаристы сбиваются с пути при написании сценария, заключается в том, что они не продумали свою историю заранее, и, следовательно, у них закончились идеи.

To plot (разрабатывать сюжет) буквально можно перевести как "составлять планы для осуществления". Так почему же вы ожидаете, что сможете что-то успешно сделать, не составляя планов заранее?

Краткое изложение истории создаёт схему для вашего сценария, которая значительно облегчает переход к написанию. Это ценно в художественной форме, где вы быстро узнаёте, насколько далеки от 100-й страницы, когда всё, что у вас есть, - это классная идея и смутное представление о вашем главном герое.

Сильный главный герой – если бы вы убрали сюжет из своей истории, и всё, что мы делали, это следовали за главным героем повсюду, захотели бы мы продолжать идти за ним или они бы нам быстро наскучили?

Главное, что нужно сделать со своим основным персонажем, - это создать кого-то запоминающегося. Эта "запоминаемость" может быть вызвана эксцентричностью (Луис Блум), он может быть забавным (Дэдпул), выделяться от других (Тони Старк), быть безумно активным (Джон Уик), очень самоуверенным (Трэвис Бикл), по-настоящему загадочным (Керри Маллиган в "Девушке, подающей надежды").

Избегайте случайного, нормального, пассивного, реактивного персонажа, которого вы никогда бы не заметили в толпе. Эти персонажи убивают сценарии, бро.

Я понимаю, что некоторые фильмы требуют более комфортных главных героев. Но у вашего главного героя должен быть интересная черта, если вы хотите, чтобы у вашего сценария был хоть какой-то шанс.

Первый акт, должен захватывать читателя – об этом говорилось в миллионе и одной книге по написанию сценариев. И всё же, я бы сказал, что 70% сценариев, которые я читаю, продолжают совершать эту ошибку.

Или только отчасти захватывает читателя (что, кстати, так же плохо).

Относитесь к своему первому акту так, как будто это ситуация жизни и смерти. Я не говорю о ваших персонажах. Я говорю о ВАС. Пишите так, как будто вы умрёте, если читатель отложит ваш сценарий до окончания первого акта. Я серьёзно!

Потому что, если вы не относитесь к этому первому акту как к ситуации жизни и смерти, я гарантирую вам, что другие авторы, которые уважают лёгкость и заботятся о читателе, чтобы ему не стало скучно, пишут первые акты лучше, чем вы.

От первой до последней строчки в первом акте дайте нам то, от чего мы не можем оторваться. И если ваш ответ в итоге: мой сценарий - не такой. Что ж, тогда, возможно, вам следует написать другой сценарий.

Второй акт, развивает историю – помните, что такое второй акт. Это акт "конфликта". Всё это означает, что вы будете представлять множество препятствий, которые стоят на пути вашего главного героя к достижению его цели, и ваш главный герой будет продолжать пытаться преодолеть, победить, пройти или перехитрить свои препятствия.

Они могут быть физическими, как, например, куча наёмников, которых должен победить Джон Уик. Или они могут быть внутренними, как Уилл Хантинг, преодолевающих всех своих ментальных демонов, мешающих ему двигаться вперёд по жизни.

Вам так же нужно добавить несколько поворотов (или неожиданных моментов), чтобы держать читателя в напряжении. И это должно помочь вам пройти через обширный второй акт, не испытывая никаких "пробуксовок со сценарием".

Третий акт, который поражает – Слишком многие сценаристы так счастливы просто добраться до третьего акта, что убеждают себя, что достаточно просто закончить свой сценарий. Я здесь, чтобы сказать вам, что этого недостаточно. Ваш последний акт должен сразить читателя.

Потому что единственный способ, которым сценарий находит своих людей, - это когда они взволнованно рекомендуют их другим. Вам нужно написать сценарий, после которого кто-то скажет: "Ты должен это прочитать". И оставить читателя на сильной эмоции - один из лучших способов сделать это.

Конечно, большой финальный поворот может сработать. Но это трудно осуществить. Что-то шокирующее, например, неожиданная смерть, тоже может сработать.

Вы также можете написать большой эмоциональный финал (катарсис, когда главный герой меняется таким мощным образом, что зрители остаются рыдать). Вы можете написать большую неожиданную концовку как в "Прочь".

Главное, о чём нужно спросить себя: будет ли читатель чувствовать себя заряженным эмоцией и расскажет ли он кому-то о вашем сценарии после того, как прочитает его?

Развлекайте в своих сценах – Слишком много сценаристов используют свои сцены как переправы, чтобы доставить персонажей из пункта А в пункт Б. Сцены работают. Но они и близко не так интересны, как могли бы быть.

Хотя это правда, что сцены - это соединительная ткань, которая толкает ваших персонажей от начальной точки к конечной, они не должны быть всегда логичными и основанными только на передаче информации.

Начните смотреть на свои сцены как на мини-фильмы, которые сами по себе должны быть интересными. Спросите себя, если бы я убрал весь фильм, который был до этой сцены, и весь фильм, который будет после, был бы он интересным сам по себе? Очевидно, что у многих сцен есть этот блеск, только потому, что они были придуманы ранее. Но, вообще говоря, всё сводится к тому: интересна ли эта сцена сама по себе?

Если нет, придумайте сцену, которая будет такой. Потому что, если я сталкиваюсь с 2-3 скучными сценами подряд, я знаю, что с этим сценарием покончено. Этот сценарий не станет лучше. И единственная причина, по которой я сталкиваюсь с этой проблемой, заключается в том, что люди недостаточно стараются сделать каждую отдельную сцену великолепной.

Конфликт – конфликт должен быть повсюду в вашем сценарии. Внутри вашего главного героя должен быть конфликт (он хочет быть генеральным директором, но он пронизан тревожностью до такой степени, что едва может функционировать). Между вашими персонажами должен быть конфликт (муж и жена не сходятся во взглядах на своё будущее, двое коллег - серьёзные соперники и всегда бодаются лбами).

И должен быть ситуационный конфликт. Персонаж никогда не должен просто идти в магазин и иметь возможность купить всё, что он хочет. Он должен пойти в единственный магазин, где есть нужный ему товар, но он закрыт. Что дальше?

Она должна быть веганкой и провести семейный уик-энд, где все едят мясо. Конфликт, конфликт повсюду.

Легко заблудиться в бесконечной матрице написания сценариев. Всегда есть чему учиться и что попрактиковать интересного. Но, в конце концов, всё сводится к тому, чтобы сделать эти восемь вещей правильно.

Если вы не владеете хотя бы пятью из них? Вам будет нелегко написать хороший сценарий. Так что выясните, где вы слабы, и начните улучшать свои навыки как можно скорее.

Я с нетерпением жду результатов!

by Carson Reeves

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ребята, записывайтесь на наш обновлённый сценарный онлайн-курс, а мы поможем вам написать сценарий (начало 30 января 2023)

3 месяца практики и живого общения по вашим проектам!

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям.

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам;
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах;
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии;
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории;
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но нуждаются в поддержке;
  • актёрам, которые хотят написать потрясающих героев и сыграть их;
  • писателям, которые мечтают увидеть свои книги на экране;
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

По выходным на курсе мы проводим КиноКлуб - место, где мы вместе с вами разбираем фильмы и пилоты сериалов.

Сейчас мы работаем с несколькими ведущими продакшенами страны, и лучших авторов нашего курса заберём к себе в команду. Подробности в по ссылке ниже:

Make Russian Film Great Again!

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.