Найти в Дзене
PRO ДОРОГИ

Проживём без дорог. Правительство урезает дорожное финансирование.

Оглавление

Дорожная пятилетка

В июне 2022 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил план дорожного строительства на ближайшие 5 лет (с 2023 по 2027 год). Так называемая "пятилетка" - традиционное для дорожной отрасли явление, в рамках которого правительство определяется с основными проектами дорожного строительства и размером их финансирования.

Новая "пятилетка" предусматривала реализацию более 250 (!) мероприятий по ремонту, реконструкции и строительству автодорог. Общий объем финансирования составлял 13,2 трлн.руб. Целью проекта заявлялось приведение в нормативное состояние 85% дорожной сети в 105 крупнейших агломерациях страны (каких именно - не уточнялось), а также от 50% дорожной сети в остальных областях. В количественном выражении власти оценили улучшения в более 100 тыс. км дорогу по всей стране.

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совешании с главой Росавтодора Романом Новиковым. 
Источник: https://rg.ru/
Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин на совешании с главой Росавтодора Романом Новиковым. Источник: https://rg.ru/

Задача не из лёгких, планирование началось ещё несколько лет назад, поэтому авторы проекта не успели учесть такие мелочи как СВО, западные санкции и давление на экономику страны. Как результат, вскоре после подписания плана, в него были внесены изменения: финансирование остаётся таким же, но в план добавили еще несколько объектов, в т.ч. строительство обходов городов Хасавюрт и Дербент в Дагестане в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг», соединяющим Россию и Иран.

Однако в конце 2022 года чиновники снова взяли в руки калькуляторы и обнаружили, что в нынешних условиях 2+2 ≠ 4.

Пятилетку начали резать.

Прямым текстом о сокращении никто не говорит. Напротив, в пресс-релизе документа четко сказано "Правительство расширило пятилетний план дорожной деятельности". Однако под видом "расширения" произошло урезание крупнейших транспортных проектов будущей пятилетки. Об отмене пока говорить не приходитя, речь идет только о переносе сроков и уменьшении финансирования.

Аутсайдеры:

1. Меридиан и Юго-Восточная хорда

Меридиан - мега-проект, который сначала должен был связать Китай с Европой через территорию России (а также Казахстана и Беларуси). Потом проект решили пересмотреть и связать Китай с российским Каспием. Юго-Восточная хорда рассматривается как часть данного маршрута, а также как связка Урала и Кубани. В новом проекте Постановления Правительства предусмотрено только проектирование дорог. Объем выделяемых средств уменьшен на 20 млрд. руб.

Изначальный план трассы "Меридиан"
Источник: https://www.tanzpol.org/
Изначальный план трассы "Меридиан" Источник: https://www.tanzpol.org/
Схема трассы "Юго-восточная хорда"
Источник: saratov.bezformata.com
Схема трассы "Юго-восточная хорда" Источник: saratov.bezformata.com

2. М-3 "Украина"

Реконструкция автомобильной дороги М-3 "Украина" (Калужское шоссе), км 64 - км 124 на территории Московской и Калужской областей должна была пройти в 2 этапа. В новой редакция "пятилетки" срок начала реконструкции сдвинули на год, а объем финансирования второго этапа был уменьшен на 19 млрд. руб.

-4

3. М-11 "Нева", 3 этап

Про 3 этап трассы М-11 "Нева" мы уже подробнее писали ранее. Итоговый объем выделяемых средств на строительство дороги по новому Постановлению сокращён почти на 16,7 млрд. руб.

4. Южный обход Краснодара

Участок, планируемый к строительству в рамках трассы М-4 "Дон".

В новой "пятилетке" предусмотрено выделение денег только на проектирование данной дороги. Сроки также сдвинули с 2025 на 2026 год. Объем средств на объект уменьшен на 27,4 млрд.руб.

5. А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк

Необходимость произвести реконструкции старой трассы для связки её с прямым выходом на Крымский мост власти поняли быстро. По плану рядом со старой трассой должна пройти новая. Основная цель: повысить пропускную способность и развить сеть дорог на юге страны. Проект остался в силе, но финансирование уменьшили: минус 12,6 млрд. руб.

Схема новой трассы А-289 "Краснодар - Темрюк"
Источник: rosavtodor.gov.ru
Схема новой трассы А-289 "Краснодар - Темрюк" Источник: rosavtodor.gov.ru

Победители:

В ходе анализа новой редакции "пятилетки" нас ждал приятный сюрприз: по некоторым объектам финансирование не уменьшилось, а увеличилось! Правда, наш оптимизм поубавился, когда мы поняли, что это за объекты и вникли в детали...

1. КАД-2

Вторая кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга - голубая мечта Председателя Правления ГК "Автодор" Вячеслава Петушенко. В биографии чиновника первый КАД стал счастливой звездой: в процессе строительства Петушенко был начальником дирекции, ответственной за строительство КАД, и смог показать себя перед высшими чинами. О "КАД-2" чиновник заговорил почти сразу после назначения на должность главы ГК "Автодор". По первой редакции Постановления, выделить на объект планировали 18 млрд. руб. (1 очередь строительства), начиная с 2025 года. В новой редакции сроки сдвинули на 2027 год, из заголовка пропала фраза "1 очередь" (т.е. речь идет о всей дороге), но зато объем денежных средств на проект теперь составляет 103,15 млрд. руб (+85 млрд. руб)! Однозначный фаворит рейтинга.

2. Южный дублёр МКАД

Дорога регионального значения "Солнцево - Бутово - Видное - Каширское шоссе - Молоково -Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный" уже строится. Дорога будет состоять из 2 разных отрезков:

1. "Солнцево - Бутово - Видное - Каширское шоссе" проходит по территории г. Москвы и строится за счет средств столицы.

2. "Каширское шоссе - Молоково -Лыткарино - Томилино - Красково - Железнодорожный" - часть на территории Москвой области, которая будет строится по концессии (концессионер вкладывает деньги в проект, а затем получает право извлекать от него прибыль). Трасса будет платной.

На создание и эксплуатацию сети автомобильных дорог в рамках концессии решили добавить еще 9,6 млрд. руб. Однако стоит учесть, что большая часть вкладываемых в проект средств - это внебюджетные средства (т.е. деньги концессионера и инвесторов), скорее всего увеличение произошло именно за счет увеличения инвестиционных средств, а не бюджетных.

Источник: https://vk.com/wall-71841545_106898?lang=pt
Источник: https://vk.com/wall-71841545_106898?lang=pt

3. Дальней западный обход Краснодара

Трасса, которая должна связать федеральные дороги М-4 "Дон" и А-289 "Краснодар-Темрюк". Один из немногих проектов, которым повезло: объем средств на реализацию объекта увеличили на 307 миллионов рублей.

ИТОГ

Ниже вы можете ознакомиться со сравнением двух редакций "пятилеток" и увидеть разницу в объеме финансирования.

Объекты ГК "Автодор"
Объекты ГК "Автодор"
Объекты ФДА и Правительства Московской области
Объекты ФДА и Правительства Московской области

Если добавить к этому ещё и сокращение программ ремонта дорог (причём федеральных), то вонзают два резонных вопроса:

1) Как будет производится "подтягивание" дорог под нормативные требования?

2) На каких машина можно будет ездить по таким дорогам?

Возможно все это план правительства по увеличению спроса на "Нивы" ?

От автора: в ходе сравнительного анализа я уделял внимание только самым крупным и нашумевшим проектам, а также наугад выбрал несколько других объектов для справедливости сравнения. Если я вдруг обделил вниманием какой-то объект, упустил что-то важное или совершил ошибку - обязательно напишите об этом в комментариях.

-9

***

  • ставьте лайк 👍
  • подписывайтесь на канал ☝️

Это лучший способ мотивировать нас делать еще более интересные статьи и рассказывать об интересных вещах из мира дорог.

***

Читайте также: