Аспирант первого года обучения Илья Пашовкин рассказал о том, как стал студентом механического факультета, какой опыт накопил во время учёбы и для чего ему понадобилось послевузовское образование.
- В 17-18 лет человеку сложно самому сделать осознанный выбор, - размышляет Илья. - Поэтому я послушался родителей, которые убедили меня, что автоматизация – это специальность, которая не умрёт никогда – она развивалась прежде, развивается сейчас и будет развиваться.
Так выбор был сделан: в 2016 году Илья Пашовкин стал новочеркасским политехником и начал увлечённо осваивать специальность «Автоматизация технологических процессов». За все эти годы молодой человек ни разу не пожалел о принятом решении.
- Я точно осознаю, что меня после получения магистерского диплома привело в аспирантуру, - говорит Илья. - Какое-то время я проработал на производстве (сначала в сфере водоочистки, потом – металлообработки – авт.) и мне не понравилось, что многие мои тогдашние коллеги к своей работе относились очень формально. Мне же курса со второго хотелось больше узнать о профессии, изучить её, совмещая теорию с практикой. Но, увы, я понял, что такое желание испытывают не все специалисты: да, они осваивают технологические процессы, имеющееся у них оборудование, но ни о какой науке и профессиональном совершенствовании речи не идёт. Тогда же я поговорил с Михаилом Элгуджевичем Шошиашвили, сказал о том, что хотел бы продолжить обучение в аспирантуре, потому что постдипломное обучение в академической среде технического вуза не может быть без глубокого погружения в профессию. Сейчас мы занимаемся автоматизацией технологического процесса бурения с применением мобильных буровых машин. Прелесть такой исследовательской работы состоит в том, что она позволяет познать области и других наук, к примеру, геофизики и горного дела в целом.
Для Ильи Пашовкина профессия не ограничивается набором станков, функций и инструкций. В его представлении это целый мир, который должен непрерывно совершенствоваться, обогащаться междисциплинарными связями, а человек-специалист, стоящий в центре этого мира, должен испытывать постоянную тягу к саморазвитию, «гореть» своим делом.
Илья признаётся, что равный интерес он испытывает и к преподаванию как к благородному процессу передачи полученных и осмысленных знаний студентам. В этом деле также очень много зависит от мотивации преподавателя, от его интереса к своему предмету, уверен наш герой. Здесь работают те же законы, главный среди которых – неравнодушие человека к своей профессии.
Склонный к размышлениям и интеллектуальному поиску, Илья испытывает тягу и к гуманитарным наукам, теории познания. «Мне нравится искать точки пересечения того, как я мыслю свой объект исследования, и как это происходит в принципе, - поясняет политехник. - Одним словом, меня интересует мышление как таковое и то, как оно работает. Мне интересны и социальные науки, которые объясняют, как функционирует общество и человек в этом обществе».
Если стереть с такого привычного нам слова «инженер» налёт времени, то мы «докопаемся» до латинского слова-первоосновы «ingenium» («разум», «одаренность»), сквозь которое проступает слово «гений», означающее высшую творческую способность в самых разных видах деятельности.
Когда разговариваешь с Ильёй Пашовкиным, появляется радостное ощущение, что именно он способен стать инженером в изначальном смысле этого слова – увлечённым и увлекающим, любознательным и всегда стремящимся к новым горизонтам.