Найти в Дзене

Автоперевозчики адаптировались. Спрос на доставку грузов начал расти в 2022 году

Дело в том, что автомобильные перевозки — это, по сути, кровеносная система любой экономики, а потому они являются важнейшим индикатором. Если спрос на перевозки высокий — значит, получается, есть что возить, а потому никакого кризиса нет. Если же экономическая активность снижается, то и грузов становится заметно меньше. #INJECT_1# Именно такая картина наблюдалась весной, когда на фоне масштабных западных санкций резко пошло вниз количество заявок на перевозки, а следом и ставки. Многие в этих условиях вынуждены были работать на грани и за гранью рентабельности, а кто‑то даже ушел с рынка. Но примерно с середины года ситуация начала меняться — рынок вернулся к росту, который заметно ускорился к концу года. Показательна динамика на направлении Санкт-Петербург — Москва: цены здесь упали к середине года примерно в полтора раза, а затем все отыграли и вышли в небольшой плюс. По стране же в целом количество заявок на перевозки подросло по итогам года на 7 %, экспорт остался на прежнем уровне, а импорт подскочил аж на 41 % — разумеется, за счет дружественных стран. Вывод очевиден: бизнес уже приспособился к новым условиям. И прежде всего малый и средний бизнес — именно такой в основном размещает заявки на биржах, в то время как крупные компании чаще выбирают перевозчиков с помощью тендеров. Кстати, общие данные Росстата по автомобильным грузоперевозкам не столь радужны, но тоже показывают небольшой прогресс (+1,8 % по итогам 11 месяцев). В целом логично, что небольшой бизнес приспосабливается быстрее: находит новых поставщиков и новые рынки сбыта, переориентируясь на ту же Турцию или Среднюю Азию, перекраивает производство. К тому же российские предприниматели, прошедшие в прошлом через множество испытаний, умеют приспосабливаться просто ко всему. Именно это умение стало главной причиной того, что пессимистичные прогнозы марта 2022 оказались настолько неточными. Сейчас многие видные экономисты честно признают: «Мы недооценили адаптивные способности российского бизнеса». И, конечно, важным фактором стала политика государства, которое в кои‑то веки не увеличило административную нагрузку на бизнес, а, наоборот, позволило ему вздохнуть, заметно снизив количество проверок. Но вот продолжится ли эта политика в новом, 2023-м, году? Пожалуй, от ответа на этот вопрос зависит будущее российской экономики.