Найти в Дзене

Зачем рассказывать дошкольникам о профессиях и как должна выглядеть ранняя профориентация — отвечает психолог-профориентолог

Оглавление

Чаще всего вопрос профориентации волнует семьи подростков, которые не могут определиться с профессией и вузом, и взрослых, которые не нашли себя. Об этом редакции «Родительского университета» рассказала психолог и профориентолог Анна Павленко. Она также отметила — немногие задумываются, что когда-то эти люди были детьми и что именно в детстве произошло нечто, что мешает им найти свой путь.

Почему важно рассказывать ребёнку о разных специальностях и как должна выглядеть профориентация дошкольника, чтобы, став подростком, он легко нашёл своё дело? Читайте статью до конца, чтобы узнать ответы эксперта на эти и другие вопросы.

Зачем рассказывать дошкольнику о разных профессиях

Есть стереотип, что дошкольник ещё мал, чтобы знать, что такое работа и что делают разные специалисты. К тому же мир профессий всё время меняется, и не факт, что спустя время полученные знания будут актуальны.

Однако в возрасте с 3–4 лет до 12 лет развитие ребёнка идёт рука об руку с его познавательной активностью. Ему интересно задавать вопросы, изучать окружающую среду, пробовать новые виды деятельности, взаимодействовать с детьми и предметами. В это время формируется его картина мира, и это лучший период, чтобы заложить базу для выбора будущей специальности.

Анна Павленко подчёркивает, что важно давать дошкольнику представление о самых разных отраслях и профессиях, независимо от их престижности и перспективности, ведь это:

1. Расширит кругозор ребёнка, что впоследствии поможет ему выбрать свой путь.

«Ребёнок будет понимать, зачем трудятся люди, за что им платят деньги, как именно можно трудиться и зарабатывать. Он усвоит, что работа — это возможность реализовать свои желания, таланты, ценности. Даже если, пока он вырастет, какие-то профессии исчезнут или трансформируются, ему будет легче найти дело по душе», — пояснила эксперт.

2. Научит его уважать свой и чужой труд.

«Например, работа дворника взрослым кажется непрестижной. Но это наше восприятие, дети в этом смысле ещё чисты. Узнав о том, как сложен и полезен труд дворника, благодаря которому мы можем гулять в чистых красивых парках и дворах, ребёнок станет бросать бумажки в урну, а не на асфальт. Ведь любой труд ценен, да и дяде дворнику такое отношение будет приятно», — сказала Анна Павленко.

Как должна выглядеть ранняя профориентация и что она даёт

Кроме теории, когда ребёнок узнаёт, чем и кому полезны те или иные специалисты, важна практика. В возрасте 5-6 лет ребёнок уже осознаёт, что ему нравится делать, а что нет, и он либо стремится возобновить приятные занятия, либо избежать неприятных. Родителям важно отследить и поддержать интересы ребёнка.

«Главная задача родителей — дать ребёнку в дошкольном возрасте сделать что-то своё, проявить себя, попробовать тот или иной вид деятельности», — сообщает Анна Павленко.

Рисование, игры с конструктором, лепка пельменей, чтение стихов, стоя на табуретке, — не важно, как именно хочет проявить себя ребёнок. Просто надо позволить ему это сделать.

Что будет, если пресечь интерес ребёнка? Например, малыш любит рисовать и заявляет об этом. Если родители не обратят на это внимания или отмахнутся, мол, художник — это не профессия, тем самым они заглушат его таланты. В 15 лет ему будет трудно выбрать вуз, а в 30-40 лет он будет страдать на работе, делится опытом психолог.

AdobeStock
AdobeStock

Вместе с Анной Павленко мы составили перечень методов, которые помогут ребёнку соприкоснуться с разными специальностями:

  • посещение специальных школ, кружков и секций (спорт, танцы, робототехника и пр.);
  • чтение книг/комиксов;
  • участие в экскурсиях;
  • прохождение мастер-классов;
  • проведение опытов/экспериментов (с родителями или педагогами);
  • игры в парке профессий;
  • посещение мест, где работают члены семьи (по возможности);
  • бытовая деятельность (например, посильная помощь в приготовлении обеда, организации домашнего праздника, обсуждении мелких или крупных покупок).

«Я выступаю за комплексный подход. Но у семей, живущих в мегаполисе и в посёлке, разные возможности. Например, у ребёнка могут быть научно-исследовательские наклонности, но не в каждой локации есть тематические кружки. Тогда родителям, например, стоит раз в месяц возить его на экскурсию, а потом закреплять полученные знания дома с помощью книг, экспериментов, которые можно найти в интернете. Важно поддерживать интересы ребёнка, и делать это можно разными способами», — комментирует Анна Павленко.

Благодаря такой ранней профориентации ребёнок получит опыт, необходимый для дальнейшего выбора занятости и ведения трудовой деятельности:

  • научится доверять своим ощущениям, подсознательно будет считать их ценными;
  • определит интересные для себя виды и направления деятельности;
  • разовьёт жёсткие навыки, которые его привлекают (например, научится играть в футбол);
  • приобретёт гибкие навыки (например, научится взаимодействовать со сверстниками, педагогами, проявлять инициативу и пр.);
  • будет положительно относиться к труду.

Каких ошибок стоит избегать родителям

Эксперт отмечает, что всё больше семей стремятся осознанно подходить к воспитанию детей. Однако из-за сложившихся в обществе установок и жизненных реалий определённые модели поведения воспринимаются как естественные, хотя могут повлечь за собой негативные последствия.

Ошибка №1. Перекладывать на ребёнка свои нереализованные мечты или установки о пользе/ престижности профессии.

«Когда ребёнок посещает кружок юного медика не потому, что он этого хочет, а потому, что это неосуществлённая мамина мечта или, наоборот, семейная традиция, из него вырастает удобный для всех исполнитель. Да, такие люди нужны любой компании. Но вопрос в том, насколько они счастливы и удовлетворены своей работой», — поясняет Анна Павленко.

Эксперт также отмечает, что в тех случаях, когда ребёнка насильственно заставляют чем-либо заниматься (в том числе применяя наказания), это оборачивается душевной травмой. «Уверена, что можно вырастить талантливых и великих людей, которые будут совершать достижения и открытия не из-за страхов и травм, а благодаря увлечённости своим делом»,— говорит психолог.

Ошибка № 2. Ограничивать ребёнка выбранными направлениями.

Бывает, что ребёнок больше не хочет посещать выбранную секцию. Но родители настаивают на обратном, например, из экономических соображений (допустим, занятия хоккеем и хоккейная экипировка, как правило, стоят дорого, и взрослым иногда жалко вложений).

«Если ребёнок отказывается продолжать занятия, для этого могут быть разные предпосылки. Первая — ему не подходит расписание, педагог или нагрузка. Эту проблему можно решить. Вторая —он перерос интерес к этому виду деятельности. Для дошкольников и младших школьников это нормально, не стоит загонять их в рамки», — сообщила психолог.

Ошибка № 3. Превращать занятия ребёнка в серьёзный монотонный процесс.

«В дошкольном возрасте игра — ведущий вид деятельности. Нужно преподносить информацию в игровом формате, общаться с детьми, а не читать вслух “Википедию”. Элементарно можно смешать соду и уксусную кислоту и показать ребёнку пример, что такое химическая реакция, где и зачем она нужна», — объяснила психолог.