Светлый праздник рождения Христа изображали не только художники в картинах и писатели в текстах, но и мастера-скульпторы, которые творили в самых разных направлениях во все исторические эпохи. Пожалуй, самыми яркими примерами можно считать работы средневековых авторов, потому что именно в это время Рождество стало такой же популярной темой сакрального искусства, как и взаимоотношения Адама и Евы. Сегодня мы с вами посетим удивительный мир рождественской скульптуры и узнаем, кто, где, когда и как высекал великолепные шедевры из камня.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Чаще всего при создании скульптур мастера использовали сюжет из Евангелие, повествующий о том, как Деве Марии и Иосифу в Вифлееме пришлось ночевать в укрытии, которое использовалось в городе как хлев. Когда Мария произвела на свет ребёнка, его положили в ясли, а позже к нему пришли волхвы с чудесными дарами: ладаном, смирной и золотом.
Автономные скульптурные композиции достаточно редки из-за своих внушительных размеров. Большую часть рождественских работ мастеров можно увидеть в виде статуй на зданиях или в качестве барельефов. Например, в Санкт-Петербурге на южном фронтоне самого крупного православного храма, Исаакиевского собора, можно обнаружить горельеф «Поклонение волхвов», созданный скульптором Иваном Витали в период с 1839 по 1844 год. Его работа выполнена в классическом стиле: в центре композиции на троне расположилась Дева Мария с младенцем на руках, а с двух сторон от неё находятся волхвы, приехавшие поклониться Христу.
Посетители Пушкинского музея в Москве имеют возможность лицезреть необыкновенный алебастровый рельеф, выполненный где-то на рубеже 14-15 веков неизвестным автором из Ноттингема. Этот шедевр Средневекового мастера изготовлен в стилистике тех времён. Люди здесь носят многослойную одежду, а их лица совершенно безэмоциональны. Существует предположение, согласно которому рельеф ранее был фрагментом стены или же просто украшением во внутреннем убранстве церкви.
Одними из самых старых работ считаются рельефы «Поклонение волхвов» и «Рождество», выполненные скульптором Никколо Пизано для фасада собора в Пизе. Он получил заказ на оформление кафедры для баптистерии в 1255 году, где позже и были помещены барельефы, показывающие сцены из жизни Спасителя на Земле.
В парижской церкви Сен-Рок находится скульптура «Рождество» средневекового скульптора Мишеля Ангье. Он создал этот шедевр по заказу королевы Анны Австрийской для монастыря Валь-де-Грас. Мария на этой скульптуре изображена преклоняющейся перед лежащим в яслях Христом. Подле Марии на коленях стоит Иосиф в позе защитника. Во времена Большого Террора «Рождество» едва не пошло на изготовление бюстов великих французских революционеров, но чудесным образом композиция была спасена и передана впоследствии французской церкви.
Последний рельеф, на который я предлагаю обратить внимание в этот светлый праздник, принадлежит авторству Антонио Гауди. «Рождество» — это единственная часть фасада кафедрального собора Святого семейства в Барселоне, которую автору удалось завершить. Именно это и придаёт ей особенную ценность.
А какие скульптуры или другие произведения искусства, посвящённые Рождеству, нравятся вам? Напишите в комментариях!
Автор статьи: Александра Найрас-Кель
____________________________________________________________________
Читайте также:
____________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент.