Найти в Дзене
Петр Власов

Бронетехника гражданской войны в Испании (01). Техника Испании

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

ПРЕДИСЛОВИЕ: тема бронетанковых войск гражданской войны в Испании интересна, но информация по ней очень скудна, отрывочна, и противоречива. Особенно в том, что касается непосредственно испанской, а не завезенной уже во время войны техники – тут у историков наибольшее число неясностей и недосказанностей. Проблема поиска инфы усугубляется так же мизерным количеством доступных иностранных книг на данную тему. А в русскоязычном сегменте практически все встречающиеся в интернете публикации цитируют одну и ту же книгу В. Шпаковского «Бронетехника гражданской войны в Испании 1936-1939 гг.», которая в основном опирается на труд Javier de Mazarrasa «Blindados en Ispana la Guerra Civil 1936-1939».

БРОНЕТЕХНИКА ИСПАНИИ К НАЧАЛУ ВОЙНЫ

Накануне гражданской войны бронетанковые войска Испании находились в жалком состоянии. Они располагали всего 19 танками, 14 из которых являлись старыми машинами периода Первой мировой войны, а 5 представляли собой опытные прототипы, еще не запущенные в серию. Несколько лучше обстояло дело с бронемашинами: их было в наличие 72 единицы; но 24 автомобиля принадлежали к «древнему» типу выпуска аж 1909 года. Таким образом, из имевшейся к началу гражданской войны в Испании в наличии 91 единицы бронетехники 38 являлись «рухлядью», произведенной на заре автомобиле- и танкостроения – в годы Первой мировой войны, и даже ранее! Правда испанцы очень бережно относились к своей технике, и в результате к началу боевых действий эти устаревшие танки и броневики подошли во вполне боеспособном состоянии.

Танк «Рено» FT-17 (10 единиц)

-2

ТТХ FT-17: Вес 6,89 т. Бронирование корпуса – 16 мм, башни – 22 мм. Вооружение: 1х37-мм пушка «Гочкис» или 1х8-мм пулемет «Гочкис». Двигатель: бензиновый мощностью 35 л.с. Скорость: 7,8 км/ч. Запас хода: 35 км. Экипаж: 2 человека.

Из танков «самым массовым» у испанцев в 1936 г. был знаменитый французский танк времен 1-й мировой войны «Рено» FT-17 (модель 1917 года). Хотя он считается лучшим танком 1МВ, к 1936 г. FT-17 все же значительно устарел, и уже не соответствовал требованиям времени.

Танк FT-17 имел слишком малую скорость, и недостаточную дальность хода. Экипаж из 2 человек так же был недостаточен: одному человеку в башне приходилось одновременно выполнять функции стрелка-наводчика, заряжающего, и командира, наблюдающего за обстановкой на поле боя, выбирающего цели и решающего, куда танку двигаться... Имевшиеся машины были неоднородными: на части из них стояло пушечное, а на части – пулеметное вооружение; два танка являлись командирскими, и несли в башнях не вооружение, а радиостанции.

Всего же в испанских бронетанковых войсках числилось 10 «самых массовых» танков FT-17. Из них 5 входили в состав 1-го танкового полка, базировавшегося на Мадрид, и потому они после мятежа остались в руках республиканцев. Другие 5 FT-17 находились в Сарагосе, где стоял 2-й танковый полк; эти машины были захвачены франкистами, и действовали на стороне мятежников.

Танк СА-1 «Шнейдер» (4 танка)

-3

ТТХ СА-1 «Шнейдер»: Вес 14,6 т. Бронирование корпуса – 11,4 мм. Вооружение: 1х75-мм пушка «Шнейдер» и 2х8-мм пулемета «Гочкис». Двигатель: бензиновый мощностью 55 л.с. Скорость: 4 км/ч. Запас хода: 80 км. Экипаж: 7 человек.

Но еще более устаревшим, чем FT-17 был танк французского производства СА-1 «Шнейдер» разработки 1916 г.; все 4 имевшихся у испанцев таких танка служили в том же мадридском 1-м танковом полку, и они тоже остались у республиканцев.

Эти громоздкие танки во Франции были сняты с вооружения еще во время 1-й мировой войны. Они были совершенно тихоходными, имели плохую проходимость, и несуразное артиллерийское вооружение. Короткоствольная пушка «Шнейдер» могла вести огонь только вправо по курсу с поворотом ствола не более 40 градусов, и по дальности максимально всего до 600 м; действенный же прицельный огонь из нее получался лишь до 200 метров…

«Вечно экспериментальный» танк «Трубиа» (3 прототипа)

-4

ТТХ танка «Трубиа» серия А: Вес 8,9 т. Бронирование: лоб корпуса и башня 20-мм, борт корпуса 16-мм. Вооружение: 3х7,5-мм пулемета «Гочкис» М.24. Двигатель: бензиновый мощностью 80 л.с. Скорость: 35 км/ч. Запас хода: 160 км. Экипаж: 3 человека.

Работа над этим «быстроходным танком пехоты» велась на заводе «Трубиа» с 1926 г., в металл ее воплотили в 1928-м; однако и к 1936 г. она не вышла из стадии экспериментов. За эти 10 лет испанцы отказались от первоначального проекта вооружить танк пушкой, и ограничились установкой только трех пулеметов.

Столь длительная «доводка» первого танка испанской разработки объяснялась целым «букетом» установленных на нем необычных для танкостроения, крайне капризных и ненадежных элементов. Так, «проблемной» была двухъярусная коническая башня с независимым вращением каждого яруса, в котором находилось по пулемету (третий пулемет крепился в лобовом листе корпуса). Много неприятностей создавала выступавшая за гусеницы носовая часть корпуса: она не давала преодолевать вертикальные препятствия, пока ее не оснастили специальным катком. Гусеницы тоже имели весьма оригинальную конструкцию: внутренняя часть траков скользила по направляющим полозьям внутри бронированного обвода, а внешняя часть каждого второго трака охватывала эту бронировку снаружи! Такая система делала ходовую часть танка хорошо защищенной от попадания в нее осколков, грязи и камней, но была очень ненадежной, и часто «клинила». Так же проходимость танка ухудшало отсутствие на траках развитых грунтозацепов. Но самым необычным и самым капризным элементом испанского танка был стробоскоп на крыше башни, предназначавшийся для наблюдения за полем боя. Он представлял собой два цилиндра - один в другом. Внутренний был неподвижен, а внешний вращался с большой скоростью, вызывая стробоскопический эффект: окружающая наблюдателя бронировка как будто «таяла», обеспечивая круговой обзор. Однако эта конструкция из-за ее сложности очень часто выходила из строя.

Все эти постоянно отказывавшие агрегаты и привели к тому, что вплоть до гражданской войны серийное производство «Трубиа» так и не было налажено. К июню 1936 года испанцы изготовили всего 3 машины, которые являлись лишь прототипами так и не появившейся серии. Все они находились в распоряжении республиканцев, и применялись в боях при обороне Овиедо и у Эстремадуры. Однако их численность была так мала, что говорить о каком-то реальном значении этих машин для той войны не приходится.

Танк «Трубиа-Наваль» (2 экземпляра; возможно впоследствии больше)

-5

ТТХ танка «Трубиа-Наваль»: Вес 5,5 т. Бронирование корпуса и башни 13-мм. Вооружение: 2х7,7-мм пулемета «Льюис» или 2х7,5-мм пулемета «Гочкис» М.24. Двигатель: дизельный мощностью 70 л.с. Скорость: 42 км/ч. Запас хода: 336 км. Экипаж: 3 человека.

Кроме танков Серии А на заводе «Трубиа» в 1936 велись работы по переделке в пехотные танки двух тракторов «Ландерс», имевших сходную с «Трубиа» ходовую часть. Работы над ними были завершены уже после начала войны, и эти машины получили наименование «танк «Трубиа» мод. 1936», но чаще их называли «Трубиа-Наваль» (по названию организации, финансировавшей этот проект).

Танк получился очень легким и совсем маленьким, с рост человека; тем не менее, экипаж «малютки» состоял из 3 танкистов. На танке стоял не бензиновый мотор, а дизель, унаследованный от основы - трактора. По проекту «Трубиа-Наваль» должен был иметь в башне пушку, однако вместо орудия вставили второй пулемет (первый стоял в лобовом листе). Связано это было, скорее всего, с началом войны –времени на эксперименты с установкой на «малыша» орудия, отдачу которого он может просто не выдержать, уже не было.

Танки (или один танк?) «Трубиа-Наваль» использовались республиканцами в боях; но долго ли – информации нет. Нет информации и о том, выпускал ли завод «Трубиа» такие танки (и если да, то сколько) для националистов после захвата предприятия франкистами осенью 1936 г. А то, что хотя бы один такой танк находился в руках мятежников - очевидно: существуют фото «Трубиа-Наваль» с опознавательными знаками националистов…

Бронеавтомобиль Шнейдер–Крезо (24 единицы)

-6

Вес 5,5 т. Бронирование корпуса – 5 мм. Вооружение: 12 амбразур для стрелкового оружия пехотного отделения. Двигатель: бензиновый мощностью 40 л.с. Скорость: 35 км/ч. Запас хода: 75 км. Экипаж: 1 водитель и до 10 солдат.

Еще в 1909 г. Испания закупила у французов 24 бронеавтомобиля Шнейдер–Крезо, которые сохранялись в боеспособном состоянии вплоть до гражданской войны. Бронеавтомобиль был разработан на базе автобуса; корпус набирался из броневых листов, и был клепанным.Это был крупногабаритный бронеавтомобиль со стальными колесами на литых шинах, обладавший малой дальностью хода и низкой для автомобиля скоростью. Толщина брони защищала только от пуль винтовочного калибра, и на дистанциях не ближе 100 м. Вооружения бронеавтомобиль не имел; в каждом борту были прорезаны по 6 больших люков-амбразур, в которые могли выставляться винтовки и 2 пулемета перевозимого пехотного отделения.

Броневики Шнейдер–Крезо неплохо показали себя во время войны в Испанском Марокко. К началу гражданской войны все 24 бронеавтомобиля находились там же, в Марокко. Переправленные в составе марокканского корпуса в Испанию, эти бронеавтомобили сражались на стороне франкистов.

Бронеавтомобиль «Бильбао» (48 машин)

-7

Вес 4,8 т. Бронирование корпуса и башни – 8 мм. Вооружение: 1х7,5-мм пулемет «Гочкис» М.24. Двигатель: бензиновый мощностью 85 л.с. Скорость: 50 км/ч. Запас хода: ? км. Экипаж: 3 механика + 5 стрелков.

Бронеавтомобиль «Бильбао» накануне гражданской войны был самым многочисленным образцом бронетехники испанских бронетанковых войск. Созданный в Испании в 1932 г., он производился на заводе в городе Бильбао (что и определило название броневика). Всего испанцы изготовили 48 «Бильбао»

Основой автомобиля послужило шасси коммерческого грузовика «Форд-8» модели 1930 г. Колеса на пневматических шинах; корпус из броневых листов на клепках; на крыше - поворотная цилиндрическая башня с пулеметом. Обслуживали автомобиль 3 члена экипажа, в бой броневик забирал еще и 5 стрелков, которые вели огонь через амбразуры из личного оружия.

При мятеже националисты смогли захватить только 7 «Бильбао»; 41 броневик этого типа остался в руках республиканцев. Бронеавтомобили «Бильбао» активно применялись обеими сторонами в войне, но при этом несли большие потери. К концу войны исправными остались всего 7 таких машин.

ИСПАНСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

В ходе гражданской войны и республиканцы, и франкисты пытались организовать собственное производство бронетанковой техники. Так, националисты на захваченной ими территории (осенью 1936 в руках франкистов оказался завод «Трубиа») наладили изготовление опытных образцов легких танков: в 1937 они построили танк С.С.1, а в 1939 - танк «Вердеджа».

Точно известно, что танк «Вердеджа» (назван по имени конструктора) существовал только в одном экземпляре. Этот трехместный приземистый (высотой всего 1,58 м), вооруженный 45-мм пушкой и 2х7,92-мм пулеметами прототип был изготовлен весной 1939, и даже прошел испытания. Но так как война к тому времени завершилась, налаживать его производство не стали.

-8

ТТХ С.С.I: Вес 8 т. Бронирование корпуса и башни – 12 мм. Вооружение: 1х20-мм пушка «Бреда 35» и 2х7,5-мм пулемета «Гочкис» или 2х7,92-мм MG.34. Двигатель: дизельный мощностью 70 л.с. Скорость: 36 км/ч. Запас хода: 200 км. Экипаж: 4 человека.

А вот по танку С.С.I - не ясность: выпускался он серийно, или нет? Известно, что командование националистов сделало заказ на 30 таких машин. Но в доступной мне литературе сведений, был ли выполнен этот заказ, нет. Зато довольно подробно даются характеристики данной машины.

В стремлении создать свой танк, превосходящий как машины итало-германских союзников, так и советские танки, франкисты буквально увешали С.С.I оружием. Чтобы эффективно поражать и пехоту, и танки, в лобовом листе справа от водителя смонтировали спарку 7,92-мм пулеметов, а в поворотной башне установили итальянскую 20-мм автоматическую пушку. Вообще, итальянское влияние в этой машине очень заметно (из-за чего некоторые считают С.С.I не испанской, а итальянской машиной); в частности, ходовая часть С.С.I явно скопирована с итальянской танкетки CV3/35. Но вот двигатель стоял не бензиновый итальянский, а испанский дизельный, из-за чего при поражении этот танк труднее загорался. В целом же С.С.I оказался неплохим танком непосредственной поддержки пехоты, способным бороться как с живой силой противника, так и с его танками.

-9

Некоторые образцы самодельных импровизированных броневиков республиканцев

А республиканцы, оставшиеся без своего основного «танкостроительного» завода «Трубиа», сосредоточили усилия на постройке бронеавтомобилей - более простых и дешевых, чем танки. И с осени 1936 по март 1939 года на автомобильных заводах и в автомастерских они изготовили несколько десятков импровизированных броневиков. Эти самодельные боевые машины не принадлежали к одному типу; их устройство и вид значительно различались, а боевые характеристики зависели от возможностей предприятия-изготовителя, наличия под рукой броневых листов и оружия. В то время многие города и даже небольшие поселения Испании старались обзавестись хоть одним самодельным бронеавтомобилем или бронированным трактором. В результате чуть ли не каждый республиканский броневик являлся «неповторимым эксклюзивом», и разобраться в их пестроте сегодня историкам просто не под силу. Зачастую название «броневик» оказывалось слишком громким для подобной машины: часто из-за отсутствия бронелистов автомобили просто обшивались легко пробивавшимся «котельным железом», в котором прорубались амбразуры для стрельбы из ручного оружия.

Но помимо этих разномастных «броневиков» со спорными боевыми качествами республиканцы с помощью советских специалистов смогли наладить на испанских заводах выпуск и полноценных серийных боевых бронеавтомобилей – UNL-35 и ААС-37, которые составили основу бронеавтомобильного парка Испанской Республики (правда, точное количество выпущенных броневиков этих типов также неизвестно – предположительно более 120 UNL-35 и 70-75 ААС-37).

-10

ТТХ UNL-35 (ААС-37): Вес 2,3 (4,8) т. Бронирование корпуса и башни – 8 мм. Вооружение: 2х7,92-мм пулемета. Двигатель: бензиновый мощностью 73 (85) л.с. Скорость: 55 (60) км/ч. Запас хода: 230 (300) км. Экипаж: 3 (6) человек.

Эти машины по бронированию и вооружению были абсолютно идентичны, но выпускались на базе различных автомобилей: UNL-35 на шасси советского грузовика ЗИС-5, а ААС-37 - на шасси коммерческих грузовиков «Chevrolet-1937», что и определило некоторую разницу в размерах, скорости и запасе хода. Впоследствии появилась разница и в вооружении: по настоянию советского военного советника Д.Г. Павлова на нескольких AAC-37 пулеметы в башнях заменили 37-мм пушками с поврежденных танков «Рено».

UNL-35 и ААС-37 широко применялись республиканцами на многих фронтах, и получили высокую оценку командования - как республиканцев, так и националистов. А после разгрома республиканцев в Каталонии многие из этих броневиков (наряду с попавшими в плен «самоделками») оказались в руках франкистов. И хотя командование националистов импровизированные самодельные «броневики» не одобряло, и использовало их из-за недостатка техники только в начале войны, к серийным UNL-35 и ААС-37 оно отнеслось совсем по другому. Эти трофеи были очень желанным приобретением для франкистов, и они тут же включили бывшие республиканские броневики в состав своей армии.

Литература:

Javier de Mazarrasa. Blindados en Ispana la Guerra Civil 1936-1939. Quiron ediciones, 1991.

Artemio Mortera Perez. Los_Medios Blindados en la Guerra Civil Ispanola. Alcaniz Fresnos, 2007.

Шпаковский В., Шпаковская С. Бронетехника гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. Спб., М.: Полигон, АСТ, 1999.

Бронетехника гражданской войны в Испании (02). «Завозная» техника националистов

Бронетехника гражданской войны в Испании (03). «Завозная» техника республиканцев

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.