Найти в Дзене
Ноев Ковчег

Домострой: насколько актуален?

📣 "Всё, что сказано автором, является его оценочным суждением, не претендующим на абсолютную истину, и которое излагается в рамках общественной и научной дискуссии в рамках действующего законодательства РФ о свободе слова, распространении информации и уважения прав и законных интересов человека и гражданина."

📣 Домострой - это потрясающий культурно-антропологический памятник русской жизни 16 века. Учёные согласны с тем, что это именно компендиум наиболее распространенных обычаев, которые существовали в тот период времени, и поэтому он существует в нескольких редакциях. Самая известная из них приписывается духовнику Ивана Грозного - протопопу Сильвестру.

🔔 Пробежимся по наиболее интересным моментам этого документа, попутно развенчав главный миф о нем:

❗"Домострой посвящён только одному: как подавлять и бить жену" (с)

▶️ Опровержение: Нет, Домострой вообще нигде не говорит о том, что нужно бить жену, от слова совсем.

Наоборот, ни раз подчеркивается необходимость нежного отношения к жене, а от неё послушания мужу.

Более того, 90% текста Домостроя вообще не связано со взаимоотношениями полов внутри семьи, а посвящено тому, как вести зажиточное хозяйство весьма богатой купеческой семье.

Текст можно условно разбить на 3 части: религия, слуги и хозяйство, поваренная книга.

Заключительные главы - это буквально кулинарные рецепты передачи "Смак". И это самое интересное: что кушали богатые русские в 16 веке (от изысканных блюд до конопли в качестве приправы (глава 43)).

Безусловно, особое место в книге отведено тому, как быть христианином, это первые главы книги, от того, как обустроить домашний иконостас, как воскуривать ладан, и до того, как благоговейно приступать к Евхаристии.

📑 Предлагаю выдержку самых интересных, на мой взгляд, мест Домостроя: 

муж и отец воспитывает жену и домочадцев как своих детей:

"и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не тяжелой работой, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке";

священство и Церковь требует высокого уважения:

"к священникам и монахам имей доверие, и любовь, и повиновение и во всем покоряйся им, духовную пользу душе своей получая, ибо они суть слуги и молельщики небесного царя";

муж и отец обязан заботиться о нищих:

"всех, кто в скорби и бедности, и нуждающегося, и нищего не презирай, введи в дом свой, напои, накорми, согрей, приветь с любовью и с чистою совестью";

в общении с женой, с друзьями и в гостях вести себя достойно, не оскорбляя поданной ими пищи:

"И есть бы вам и пить во славу Божию, а не объедаться и не упиваться, пустых разговоров не вести, и, если перед кем-то ставишь еду и питье и всякие яства или же перед тобою поставят какие яства, не подобает хулить их и говорить: «гнилое», или «кислое», или «пресное», или «соленое», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или какое-нибудь еще порицание высказывать, но подобает дар Божий — всякую пищу — расхваливать и с благодарностью есть";

муж вместе с женой посвящает свои молитвы сохранению семьи:

"жене же молиться о своих согрешениях и за мужа, и за детей, и за домочадцев, и за родичей, и за духовных отцов; и мужу также";

жена должна иметь желание быть воцерковленной:

"А женам ходить в церковь Божию часто, насколько возможно, по собственному желанию и советуясь с мужем";

при рождении дочери завести "накопительный счёт" на будущую свадьбу:

"У кого дочь родится, тогда рассудительные люди от всякой прибыли на дочь откладывают";

поучать свою жену только с любовью:

"Следует мужьям поучать жен своих с любовью и примерным наставлением; жены мужей своих вопрошают о строгом порядке, о том, как душу спасти, Богу и мужу угодить и дом свой хорошо устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с тем охотно соглашаться и исполнять по его наставлению: и прежде всего иметь страх Божий и пребывать в телесной чистоте, как уже впереди указано было";

жена ежедневно советуется с мужем о текущих хозяйственных делах, и напоминает ему, что купить:

"А всякий бы день у мужа жена спрашивалась и советовалась обо всем хозяйстве и напоминала, что надобно";

жена с мужем перед сном обсуждают как улучшить свой быт:

"или если в гостях увидит удачный порядок, или в еде, или в питье, или в каких приправах, или какое рукоделье необычное, или какой домашний порядок где хорош, или какая добрая жена и смышленая и умная, и в речах, и в беседе, и во всяком обхождении, или где служки умны, и вежливы, и пристойны, и рукодельны, и во всяком деле смышлены, — и все то хорошее примечать и всему внимать; чего не знаешь и чего не умеешь, о том расспрашивать вежливо и приветливо, и за науку благодарить, и, придя домой, обо всем рассказать мужу перед сном; с такими-то хорошими женами пригоже встречаться не ради еды и питья, но ради доброй беседы и ради науки, чтобы запоминать для себя все это впрок, а не пересмешничать и попусту не болтать";

мужу и жене обсуждать все текущие дела после молитвы:

"Каждый день и каждый вечер, исправив духовные обязанности, и утром, встав по колокольному звону и после молитвы, мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, а на ком какая обязанность и кому какое дело велено вести, так тем наказать, когда и что из еды и питья приготовить для гостей и для себя";

никогда не бить жену и не проявлять гнева, также и жене на мужа:

"но никогда не гневаться ни жене на мужа, ни мужу на жену. И за любую вину ни по уху, ни по глазам не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным или деревянным не бить; кто в сердцах или с кручины так бьет, многие беды от того бывают: слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут и палец, могут быть и головные боли, и выпадение зубов, а у беременных женщин и поврежденье младенцам бывает в утробе";

все конфликты решать 1 на 1, без слуг и детей:

"если она понимает — тогда уж так все и делать, и любить ее, и хвалить, но если жена науке такой и наставлению не следует, и того всего не исполняет, и сама ничего из того не знает, и слуг не учит, должен муж жену свою наставлять-вразумлять один на один и в трепете, а поучив — простить, и попенять, и пожурить любовно да вразумить, но при том ни мужу на жену не сердиться, ни жене на мужа — всегда жить в любви и в согласии. А слуг и детей, также смотря по вине и по делу, наказать и посечь, а наказав, пожаловать".

❗Из спорных моментов, на мой взгляд, можно выделить главу 17 и 18. 17я говорит о праве бить детей, "сокрушать им рёбра", ради спасения их душ и воспитания. Это прямо противоречит первой главе, где речь о том, что воспитание должно быть с любовью и без побоев. 18я говорит об абсолютной власти родителей, которые имеют право и проклясть своих детей.

Также из интересного можно отметить главу 20 с "похвалой жёнам", где изображена идеальная русская жена: скромная, работящая, молчаливая, набожная, ласковая.

Отмечается, что нужно запрещать жёнам собираться с другими жёнами и пить вино 🍷, трещать языком и бездельно шататься. Ничего не напоминает в нынешнее время?

И глава 26, где буквально речь об аудите доходов и расходов, то есть буквально бухгалтерия.

❗Таким образом, Домострой - это книга о семейном предприятии, бизнесе зажиточной семьи, с многочисленным хозяйством, слугами. Поэтому применять его возможно выборочно с учётом жизни в современной урбании.

Больше материалов на моем телеграм канале.