Угловой двухэтажный особняк с богатым лепным декором и ажурными балконными ограждениями на пересечении Чапаевской,71 и Венцека,46 список ОКН представляет как «Дом Кузнецова 1856 года постройки».
Понятно, что самарские постройки середины позапрошлого века выглядели совершенно иначе, а государственный крестьянин Коломенского уезда Московской губернии Иона Борисович Кузнецов был всего лишь первым известным владельцем усадебного места. В феврале 1857-го года Кузнецов получил разрешение на строительство двухэтажного дома с подвалом – но к 1871-му году, согласно окладным ведомостям по налогу с недвижимости, в глубине угловой усадьбе стоял только каменный флигель с сараем и каретником, а по улице Заводской (Венцека) – деревянные лавки.
Те же налоговые реестры сообщают, что в 1880-м году дворовое место Кузнецова выкупил бузулукский купец Тихон Иванович Прохоров. По занятиям новый владелец числился торговцем мукой, одну их имеющихся на усадьбе лавок занимал сам, вторую сдавал в аренду бакалейщику Арбузову.
Через два года получил от городской Управы разрешение на строительство двухэтажного дома, причем в подписанном городским головой документе особо оговаривалось сооружение противопожарных перегородок-брандмауэров. «Красный петух» все еще оставался главным самарским бедствием! Новый двухэтажный «полукаменный» дом Тихона Прохорова был выстроен по «образцовому проекту» в стилистике провинциального классицизма.
К 1902-му году усадьба перешла к сыну купца. Василий Тихонович Прохоров дело отца продолжил, капитал приумножил, стал видной фигурой в деловом мире, активным общественным деятелем и потомственным почетным гражданином Самары. Хотя, как и отец, продолжал числиться «1-гильдии бузулукским купцом».
Имел в губернии три мельницы и шестнадцать(!) амбаров. Мельницы В.Т. Прохорова на нынешней станции Заливная в Богатовском районе Самарской области производили шесть сортов муки.
Каждый бязевый мешок-«пудовичок» отмечался «фирменным» клеймом производителя «Вас. Тих. Прохоров», а в год мельница производила 2 миллиона 510 тысяч пудов муки. Кстати, сейчас мельница Прохорова называется «ЗАО «Богатовский мукомольный завод», и ансамбль ее строений признан объектом культурного наследия.
А в селе Виловатое тогдашнего Бузулукского уезда на средства Василия Тихоновича был выстроен Михайло-Архангельский храм – по проекту и под руководством местного уроженца, талантливого архитектора-самоучки Георгия Мошкова.
Известно, что в 1889-м году Василий Прохоров женился на 18-летней Александре Ивановне Костериной , происходившей из большой и интересной купеческой семьи. Ее брат Семен Иванович Костерин, помимо торговли мануфактурой, долгие годы был издателем самой популярной в городе «Самарской газеты». Приобрел ее в феврале 1894-го года, когда прежний издатель И.П. Новиков – отставной гусар, издатель, директор городского театра, антрепренер и актер, что называется, погорел по всем статьям своих разнообразных занятий.
Служившая в редакции корректором Екатерина Волжина-Пешкова вспоминала, что если при богемном Новикове рабочий день в редакции начинался с бокала вина, то при Костерине нравы приобрели купеческую благопристойность: «Завтраки с выпивкой в редакции прекратились, к завтраку стал подаваться самовар, мальчик из типографии приносил горячие французские булки, масло, колбасу. Зачастую появлялся в это время и издатель газеты Семен Иванович Костерин. Это был очень скромный «хозяин» газеты, который точно стеснялся своего положения...». При нем газета социал-демократического направления стала одним из лучших провинциальных изданий в стране. Тиражи росли, "Самарскую газету" выписывали и в Уфе, Симбирске, Оренбурге, Саратове и Астрахани. Шурин Василия Прохорова управлял изданием до дня своей внезапной смерти от аппендицита 6-го марта 1918-го года
Если вернуться к семейному особняку бузулукских купцов - его расширение и перестройку Прохоровы затеяли в 1898-м году, завершили к 1903-му. Здание сохранило композиционный принцип классицизма с центральной осью и симметричными фасадами.
Центральная часть фасада по ул Венцека акцентирована балконом на три окна и фигурной аттиковой стенкой, углы украшены пилястрами. Надоконные полочки-сандрики с полуциркульными бровками чередуются с прямыми, оконные проемы украшены кронштейнами с акантами и лепными картушами. Над лентой фриза с лепным декором в виде листьев - профилированный венчающий карниз с парапетными столбиками на кровле.
Северная часть фасада акцентирована фигурными аттиковыми стенками с гербом и лепниной в виде морских раковин, там же помещены проездная арка и входы в помещения первого и второго этажей.
Согласно данным ОКН – «автор неизвестен», но если сравнить рисунок балконных ограждений с балконами особняков Пелагеи Сидоровой, Арсения Юрина и особенно Анны Покидышевой – хочется набраться смелости и предположить, что и здесь поучаствовал Георгий Мошков! Наблюдаемое на фасадах гармоничное сочетание разностильных элементов декора тоже удавалось именно ему, как никому другому.
Успешному бизнесу и счастливой жизни семьи пришел конец в 1918-м году. Сразу после ухода КОМУЧа и восстановления «красной власти» Василий Тихонович Прохоров был арестован «за контрреволюционную деятельность», скоропалительно осужден и расстрелян. Дальнейшая судьба жены, дочери Ольги и и сына Сергея неизвестна.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете