Появлению в Самаре «родового гнезда» историка моды Александра Васильева предшествовали некоторые события.
Точкой отсчета можно считать 1898-ой год, когда самарский строительный подрядчик, выходец их крестьян самарского села Чуфарово Арсений Юрин приобрел в собственность участок, ныне находящийся по адресу Льва Толстого, 83. В следующем году подал прошение на строительство двухэтажного каменного дома с подвалом и дворовыми службами.
К 1902-му году небольшой особняк с узорчатой кладкой в русском кирпичном стиле был достроен, и авторский «почерк» Александра Щербачева в нем легко угадывался! А проживала в особняке-тереме , помимо семьи хозяина, семья будущей самарской знаменитости - актера Георгия Шебуева, составившего вместе со своей женой Зоей Чекмасовой целую эпоху в театральной жизни города.
Несостоявшемуся адвокату, закончившему тот же факультет Казанского университета, что и Ульянов-Ленин, судьбой было предназначено служить в театре. Георгий играл на многих музыкальных инструментах, имел феноменальную память и был до фанатизма предан театру и актерской профессии. Шебуевы, кстати, тоже стали основателями актерской династии.
Но театральная слава к жильцу Арсения Юрина пришла позже, а бывший крестьянин села Чуфарово продолжал между тем заниматься строительными подрядами . Надо полагать, вполне успешно, поскольку в 1908-м году приступил к строительству еще одного собственного доходного дома – на Некрасовской, 46 - теперь уже внушительных размеров!
Своей любви к русскому стилю заказчик не изменил , а выросшее за два года здание своими габаритами и краснокирпичной тяжеловесностью напоминало знаменитые «челышевские» дома, хотя автором на этот раз являлся не Щербачев, а его ученик Георгий Мошков.
В «неорусском» особняке вы вновь видим авторскую находку, уже использованную в особняке Пелагеи Сидоровой – симметричные полукруглые завершения с объемным многослойным декором. А чтобы «обозначить эпоху», Мошков - так умеет только он - неподражаемо смешивает стили, и гармонично дополняет массивный «терем» коваными металлическими «модерновыми» ограждениями балконов.
Новый дом Юрина, помимо запоминающегося облика, тоже был примечателен своими жильцами. Без театра и здесь не обошлось! Сразу после постройки сюда заселилась семья будущего театрального художника и живописца Александра Павловича Васильева. Отца того самого искусствоведа, коллекционера, телеведущего и историка моды Александра Васильева.
Семья оказалась в Самаре по долгу службы – Павел Васильев, отставной морской офицер, был назначен начальником судоходного надзора при Министерстве путей сообщения.
Вся семья была артистически одаренной, круг интересов имела соответствующий. Хранилась память о выдающихся предках из старинных дворянских родов, пласт традиционной русской культуры был заложен в память с раннего детства. Знание деталей быта прежней России впоследствии дало Александру Павловичу импульс к творчеству.
Эпоха великого разлома вынудила Васильевых из Самары уехать . Позже, в 1932-м году Александр вернулся и на сцене самарского театра оформил три спектакля - «Князь Мстислав Удалой», «Свадьба Кречинского» и «Правда хорошо, а счастье лучше».
Но попасть в «родовое гнездо» ему уже не удалось. Работать в городе, где в квартире его отца жили чужие люди, оказалось для художника невозможным, и через год Александр Павлович вернулся в Москву.
Создал декорации и костюмы к более чем тремстам(!) постановкам на российской и зарубежной сцене. Его оформления украшали Художественный, Большой и Малый театры.
Кстати, по поводу квартир в доме Юрина. Одна из них, на втором этаже, сейчас выставлена на продажу. Имеет площадь 220 кв.м и стоимость почти 29 миллионов рублей.
Возможно, именно в ней в свое время проживала семья Васильевых?
Что касается нынешнего знаменитого представителя семьи, связи с Самарой он продолжает поддерживать, уже 20 лет проводя в нашем городе именные фестивали моды и истории костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева». Каждый раз это праздник! Следующий фестиваль ожидаем в октябре.
Мечта Александра – создать в городе мемориальный музей-квартиру отца и династии Васильевых
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете