Найти тему

Инвестиции, основанные на исключениях

Чарльз Лайтоллер, служивший вторым помощником капитана на «Титанике», описал свои ощущения как «тысячу ножей, вонзающихся в его тело». Он недолго пробыл в ледяной воде и сумел подняться на борт спасательной шлюпки, но остальным повезло намного меньше.

Ученые утверждают, что человек может пробыть в воде, температура которой близка к нулевой, в течение 15-30 минут. Затем наступает переохлаждение и смерть — и с этим ничего не поделать.

Но главный пекарь «Титаника» Чарльз Джокин без серьезных для себя последствий провел в воде более четырех часов, прежде чем его спасли. Как ему это удалось?

Он понимал, что ему, как члену экипажа, не будет предоставлено место в спасательной шлюпке. Когда корабль начал крениться и уходить под воду, он решил напиться до беспамятства.

Чарльз прикончил две бутылки виски прежде чем оказаться в ледяной воде. Но ведь мы прекрасно знаем, что алкоголь никак не спасает от переохлаждения и чувство прилива тепла обманчиво. Эксперты сделали следующий вывод — история Джокина была некой аномалией и исключением из правил, которые иногда случаются.

В последние годы в инвестиционном сообществе появилось много стратегий, использующих исключения и оспаривающих при этом общие финансовые принципы, например, прямую связь риска и вознаграждения.

Существует классическая портфельная теория, с помощью которой вы можете составить оптимальный для себя портфель. Но чем большую доходность вы хотите от своего портфеля, тем больший риск вам придется на себя взять.

Исключения не отменяют правил разумного инвестирования и не должны оказывать определяющего влияния на ваши инвестиции. Да, можно найти отдельные акции, стратегии или классы активов, которые в течение нескольких лет показывали опережающую доходность и при этом не были волатильными. Но это не означает, что они и дальше будут так себя вести — в какой-то момент их результат все равно вернется к среднему.

Почему инвестирование на основе исключений стало таким популярным? Дело тут вовсе не в жадности, а в том, что мы сейчас очарованы идеей черных лебедей. Мы совсем недавно пережили безумный рынок 2020-2021 годов, когда отдельные акции дали сумасшедшую доходность. В прошлом году мы увидели крах российского рынка, на котором так же можно было отлично заработать.

Такое мышление наносит нам вред, потому что мы уходим от того, что происходит в среднем, в пользу того, что происходит крайне редко. Как сказал Морган Хаузел: «Мы слишком тесно прижались к Нассим Талебу и его черным лебедям».

Сам же Талеб очень прагматичен в своем инвестировании, хоть и применяет свою теорию на практике. Для этого им была разработана «стратегия штанги», при которой 90% капитала помещаются в наиболее консервативные и безопасные инструменты, и лишь 10% в высокорисковые, способные дать большую доходность в случае очередного черного лебедя.

Проблема современного инвестора в том, что он собственными глазами видел, как некоторые сделали целые состояния на рискованных операциях, и уже не хочет довольствоваться средней доходностью. Только вот перед его глазами была не вся картина последних лет — еще большее количество людей на подобных операциях потеряли все свое состояние. Такие истории просто остаются в тени.

Если возвращаться к Нассим Талебу, то он ввел в финансовый мир не только понятие «черных лебедей», но и понятие «антихрупкость». И оно, на мой взгляд, намного более важно для инвестора:

Первый шаг в антихрупкости заключается в уменьшении потерь, а не в увеличении приобретений. Там, где можно сорвать большой куш, поставив на кон большинство своих активов, более вероятно угодить в финансовую катастрофу.

Не забывайте, что большинство лебедей — белые, и именно на них нужно делать основную ставку. Но и про черных забывать тоже не стоит :)

Коллеги, приглашаю вас в свой телеграмм-канал "Финансовый Механизм" - в нем я каждый день публикую статьи, посвященные долгосрочному инвестированию.

Всем спасибо за внимание!