Найти в Дзене
ИстПросвет

Почему создатели Ростово-Суздальского княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский закончили жизнь диаметрально противоположным способом

Оглавление

Первый русский наместник Ростова, расположенного на месте легендарной Арсы, был назначен Рюриком. При Олеге Вещем «в Ростове сидел князь под Олегом суще», не Рюрикова рода. После смерти Олега в 912 г. территория Ростовского края на некоторое время вышла из–под контроля русских князей, но уже при княгине Ольге ее зависимость от Рюриковичей была восстановлена. Ростов перешел в прямое подчинение Киеву, что подтверждается податной реформой 947 года, коснувшейся его, в том числе.

Ярослав Мудрый - первый Ростовский князь

При Владимире I наместником Ростова впервые был назначен природный Рюрикович. Им был сын великого киевского князя Ярослав Мудрый, управлявший городом и краем более десяти лет. Затем в Ростове некоторое время княжил Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха. И хотя в остальное время столицу Залесья возглавляли княжеские наместники, все же эпизодическое появление в Ростове русских князей свидетельствовало о значимости и перспективах северного края.

Юрий Владимирович Долгорукий начинает укреплять тылы

Первым самостоятельным правителем Ростово-Суздальской земли был сын Владимира Мономаха, князь Юрий Владимирович Долгорукий (1113-1157). Благодаря его настойчивости, а еще больше с подачи его умных и деятельных сановников, Ростово-Суздальское княжество наполнилось колонистами, военнопленными и другими категориями пришлого населения.

Юрий Долгорукий умер счастливым правителем. Может, его и отравили, но если и так, то это были внешние, а не внутренние враги.

Демографические изменения, произошедшие с его подачи к середине XII в., были настолько велики, что еще через пятьдесят лет сын Юрия Долгорукого, – Всеволод III, - по праву считался сильнейшим русским государем, обладателем множества земель, богатств и главнокомандующим непобедимого войска. Образно сила Всеволода III выражена в «Слове о полку Игореве», автор которого утверждал, что при желании русский князь мог веслами «раскропити» Волгу, а Дон вычерпать «шеломами». Авторская гипербола, видимо, имела под собой реальные основания.

Особые отношения между князьями

Строй княжеской власти Ростово-Суздальской земли тоже претерпел заметные изменения. В отличие от центральных земель Киевской Руси здесь значение князя среди родственников определялось не старшинством, а богатством и величиной удела. Как писал академик Василий Ключевский о северных князьях,

«чем богаче был удел, тем выше становился князь среди родственников, независимо от степени старшинства».

Мы еще вернемся к объяснению этого парадокса. Пока же отметим, что обратной стороной этого явления стал новый кризис княжеской корпорации, лишившейся из-за него и принципов, и регламента, и организационной структуры, с помощью которых несколько веков Рюриковичи удерживали власть над всей территорией Руси.

Точки соприкосновения

Мономаховичи могли управлять страной военно-дружинными методами или же объединиться с городами и опираться на земские начала. Обе тенденции – княжеско-монархическая и земская – крепко столкнулись в городах Ростово-Суздальского княжества. Впрочем, пока существовала формальная зависимость от Киева, у городского земства и Мономаховичей имелись точки соприкосновения.

Князь Юрий Долгорукий первым столкнулся с фрондой Ростова и Суздаля. Юрий стремился обособиться от городского земства, но, в то же время, хотел держать его в своих руках. противоречия между княжеским двором и земством только усиливались: ни Ростов, ни Суздаль не хотели отдавать свою власть пришлым князьям. Чтобы сбить спесь с «чумазой» знати, незадолго перед смертью Юрий Долгорукий приказал отстроить новый княжеский двор во Владимире. Князь стремился «отмежеваться от боярских кругов и найти новую точку опоры» в городах, не зараженных бациллой самоуправления.

Коллаж на тему статьи
Коллаж на тему статьи

Проводник монархических ценностей

Сын Долгорукого, князь Андрей Юрьевич Боголюбский, гораздо решительнее своего отца продвигал в жизнь монархические ценности. Этим он сильно разочаровал земских бояр, а заодно разошелся со служилым классом ростово–суздальского общества. Проблема состояла в том, что Андрей, как и его отец, «по заведенному порядку … должен был сидеть и править в старшем городе своей волости при содействии и по соглашению с его вечем».

Однако Андрей Юрьевич покинул обе столицы и и основал княжеский двор в «маленьком пригороде Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки…». Когда оказалось, что во Владимире тоже есть боярская партия, готовая дерзить самовластию князя, Андрей перенес свой стол в городок Боголюбов под Владимиром, окружил себя «молодшими людьми» и задался целью создать из них лично преданное ему «служилое сословие».

P.S.

Чем это закончилось? Субботней ночью 29 июня 1174 г. Андрей Боголюбский был убит группой заговорщиков из ближнего круга. Его программа усиления личной власти и умаления власти городов приняла столь угрожающие размеры для «молодших людей», что им пришлось физически избавляться от князя.

Литература:

ПВЛ. Т. 1. 1950; ПСРЛ. Т. 2. 1962; ПСРЛ. Т. 20. Ч. 1. 1910; Слово о полку Игореве. СПб.: Вита Нова, 2006; Карпов А. Ярослав Мудрый. – М., Молодая гвардия, 2004. – 583 с. ЗЖЛ; Ключевский В.О. Лекции. Ч. 1; Мельникова А.Е., Петрухин В.Я. Формирование сети раннегородских центров; Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель // В.И. 1991. № 2-3; Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. С. 31.