Швейцарский пастор Иоганн Лафатер создал знаменитую "лженауку" - физиогномику, о значении которой споры ходят и по сей день. Суть его утверждений заключается в том,что лица людей настолько же доступны чтению, насколько это присуще книгам. Разница лишь в том, что они прочитываются в короткое время и меньше обманывают нас. По лицу человека можно прочесть, кто он таков, черты его характера, его пороки и добродетели. Фактически Иоганн Лафатер заложил основы криминальной антропологии. Итальянский врач - психиатр Чезаре Ломброзо, продолживший исследования Лафатера, выделил четыре типа преступников: жулик, насильник, вор и душегуб, эта типология до сих пор считается актуальной. Давайте, из любопытства, взглянем краем глаза на эту проблему.
Иоганн Лафатер родился в 1741 году в Цюрихе, там же получил образование. Юноша избрал богословскую карьеру, с 1769 года и до самой кончины он служил пастором в своем родном городе. Возможно, он бы так и остался обычным малоизвестным священнослужителем, если бы не его многочисленные изыскания, которые в итоге привели к созданию эпохального труда под названием "Физиогномика", что в переводе с греческого означает "гадание по лицу". Суть утверждений Лафатера состояла в том, что человек есть существо животное, моральное и интеллектуальное, а следовательно мыслящее. чувствующее и обуреваемое желаниями. Вся природа человека отражается на его лице, в очертаниях черепа, мускулах лица, форме носа, щек, ушей и т.д.
Большинство специалистов современной криминалистики не признает связи внешности человека с его душевными качествами, но в 18 веке труд пастора Лафатера "Физиогномика" стал бестселлером, им зачитывались не только специалисты, но и все интеллектуалы Европы, в попытках освоить науку самостоятельно. Длинный острый нос означает, что человек любит шпионить и собирать сплетни, выпяченная нижняя губа - развратник и сластолюбец, плотно сжатые губы и крупный подбородок -признаки волевой натуры, большое расстояние между глазами и бровями говорит об незаурядном уме их обладателя. Пастор был не согласен с утверждением, что " чужая душа - потемки", он доказывал,что пользуясь его теорией можно читать чужую душу, как открытую книгу.
Лафатер анализировал портреты многих великих людей и сравнивал их внешность с их поступками и мыслями. Пастор считал, что внутренний мир человека отражается на его лице, условно - на трех "этажах": первый - рот и подбородок, говорящие о присущих инстинктах, второй - нос и щеки, позволяющие судить о моральных качествах, третий - лоб и череп, демонстрируют мыслительные способности личности. Для пущей убедительности Лафатер приводил в пример внешности знаменитых людей из прошлого: Калигулы, Сократа, Декарта, Фридриха Великого. Выводами и утверждениями "Физиогномики"воспользовались многие писатели, чтобы описывать яркие и разные личности своих героев: вспомним героев Лермонтова, Бальзака, Диккенса, и даже Бунина.
Помимо способности определять характер человека по лицу, Лафатер обладал еще одной уникальной способностью, он мог предугадывать судьбу человека, его жизнь и даже смерть. Современники говорили о его "мистическом духе", способности увидеть в лице человека что-то неуловимое, незаметное для других людей. Было ли это результатом упорной работы или все же природным даром, осталось загадкой. Так после встречи и приватного разговора с Лафатером император Иосиф II назвал его "страшным человеком". Доподлинно неизвестно, что сказал ему пастор, но вспомним, например, трагическую судьбу родной сестры императора, французской королевы Марии-Антуанетты. Да и сам император-реформатор, отменивший крепостную зависимость крестьян, столкнулся со многими проблемами по жизни. Пережив смерть двух жен и единственной дочери, он заболел чахоткой, так в те времена назывался туберкулез, потерпел несколько поражений в войне с Османской империей. Уже на смертном одре, зная о скорой кончине, он распорядился написать эпитафию:" Тут упокоен властитель, не снискавший удачи ни в одном из своих начинаний."
Еще один интересный случай, дошедший до нас в воспоминаниях современников. В 1782 году по Европе путешествовала семья графа и графини дю Нор. Под этими именами путешествовали будущий российский император Павел I и его вторая супруга Мария Федоровна. Они тоже постарались попасть на прием к знаменитому провидцу. Павла Петровича интересовало его собственное будущее, станет ли он императором и как долго будет править. Подробности встречи и секретной беседы точно не известны. За чайной церемонией Лафатер, якобы, предсказал Павлу Петровичу трон, но затем добавил, как говорится, "ложку дегтя". Корону он будет носить недолго, правление его будет тяжелым, а еще тяжелее будет смерть. Сказал, что умрут они оба в один год, хотя пастор был старше своего именитого клиента почти на 13 лет.
Доподлинно не известно, описал ли Лафатер подробности трагической гибели Павлу Петровичу , но из истории мы знаем, что император боялся заговоров и покушений, окружил себя и свои резиденции усиленной охраной, что не смогло, однако, помешать случиться неизбежному. Зато будущей императрице Лафатер предсказал многодетность и рождение двух наследников престола, которым суждено стать российскими государями. И действительно, из десяти детей Марии Федоровны и Павла I два сына стали по очереди императорами Александром I (1801-1825гг) и Николаем I (1825-1855гг.)
Несмотря на определенный скептицизм и откровенную критику теории "физиогномики," у Лафатера были сторонники и последователи среди ученых и врачей. Одним из таких был австрийский врач Франц Галль. Он продолжил и дополнил науку своего учителя "френологией", которая позволяла судить о характере и жизни человека по строению его черепа. Он тоже занимался предсказаниями, хотя менее широко, чем его учитель.
Ходит в народе история о трех дочерях французского композитора Андре Гертри. На одном из парижских балов, где присутствовали три дочери композитора 16, 15, и 14 лет все гости любовались их красотой, грацией и прелестными танцами. Только один человек наблюдал за ними с нескрываемой грустью, это был Франц Галль. Когда отец заметил это, он спросил, не открывая, впрочем, своего имени, в чем дело. Гааль неосторожно ответил правду: "Через три года ни одной из низ не останется в живых". Увы,так и случилось.
Последователем и учеником Лафатера уже в 19 веке был тюремный врач-психиатр Чезаре Ломброзо. Он систематизировал изученные и описанные им физиогномические черты 600 преступников, выделив наиболее часто встречающиеся: жулик, вор, насильник и душегуб. А исследователи 20 века французы врач Клод Сиго и психолог Луи Корман создали новое направление в криминалистике - морфопсихологию, которая изучает три специфические области науки о человеке - биологию, физиологию и психологию.
Лафатер, как и предсказывал, ушел из жизни в январе 1801 года, на пару месяцев раньше своего клиента - российского императора, убитого в марте. Смерть его тоже была насильственной, ее можно назвать геройской или во всяком случае "благородной". Он получил тяжелое ранение, защищая соседский дом от пьяных французских мародеров, и через некоторое время скончался. Все случилось так, как он увидел и предсказал еще в 1782 году, умер от последствий огнестрельного ранения.
А вы верите всевозможным предсказаниям? Ведь многие из них, как ни странно, действительно сбываются. Обсудим, жду ваших комментариев.
#история#18 век#мистика и предсказания#криминалистика