И вот я снова вернулся в Брюсов переулок. В тот самый, который, как считается, назван в честь жившего в одном из его домов генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса, выходца из древнего шотландского рода, потомка двух шотландских королей, а по совместительству – российского военачальника и одного из ближайших сподвижников Петра Первого.
В действительности же это не совсем так. В особняке на пересечении Большой Никитской улицы и Брюсова переулка проживал не тот самый Яков Брюс, которого в народе считали звездочетом и чернокнижником и опасливо величали Колдуном с Сухаревой башни, а его племянник, генерал-поручик и вице-губернатор Москвы, граф Александр Романович Брюс и его сын, Яков Александрович.
При этом Яков же Александрович оказался и последним из русских Брюсов, передав дом по наследству своей дочери, Екатерине Мусиной-Пушкиной-Брюс.
Так что дом под номером 2/14 в Брюсовом переулке действительно является домом Якова Брюса, но не того, про кого все подумали. Да и саму усадьбу выстроили в семидесятых годах восемнадцатого века, уже после кончины Якова Вилимовича.
Конечно, усадьба не появилась вдруг и на пустом месте. Поэтому – вот...
...История дома
В семнадцатом веке на месте усадьбы Брюсов стояли каменные палаты, и говорят, что часть их до сих пор сохранилась в объеме современного здания. В конце семнадцатого столетия палаты принадлежали княгине Лобановой-Ростовской, позднее они перешли в руки Василия Долгорукова, который, в свою очередь, сделал имение свадебным подарком своей племяннице Анастасии Михайловне, в замужестве Брюс.
Так обычный дом на углу Никитской стал Домом Брюса, впоследствии передав свое имя и всему переулку.
Конечно, здание многократно перестраивалось, в том числе его облик сильно изменился после перестройки в 1812 году, почти целиком утратив тот вид, который имел при Брюсах.
Любопытно, что в 1806 году дом вновь перешел к Долгоруковым. Его приобрел другой представитель знаменитого княжеского рода, военный губернатор Юрий Долгоруков, и обитал в нем вплоть до своей смерти в 1830 году.
Следующей владелицей стала княгиня Салтыкова, но ненадолго. Очень скоро она перепродала здание мещанкам Агафье Калугиной и Екатерине Ершовой, которые превратили его в доходный дом с арендными квартирами и торговыми площадями.
Однако наше повествование касается не многочисленных Салтыковых и Долгоруковых, то даривших, то продававших, то выкупавших дома и земли назад, а Брюсам. Поэтому...
...Вернемся к Брюсу
Ведь что бы ни происходило с этим домом в течение столетий, как бы он ни менялся и ни преображался в многочисленных перестройках – годы, когда им владел Яков Александрович, здание по праву считалось одним из самых больших и красивых жилых домов тогдашней Москвы (6 фото).
Да и сам Яков Брюс был не чужд зодческого искусства. В 1775 году, будучи генерал-губернатором Москвы, он лично предложил императрице Екатерине Второй план перепланировки города. В соответствии с его проектами в Москве было построено множество каменных мостов, в том числе Всесвятский. Благодаря ему же были созданы Водоотводный канал, спасший наконец Москву от постоянных затоплений из-за разливов Москвы-реки, и Ростокинский акведук.
Конечно, и свой собственный дом он украсил и существенно расширил, выкупив примыкавшие к нему участки. Внутри жилище также приобрело торжественный и величественный вид.
Екатерина же, видя, как изменился при Брюсе облик Москвы, в 1784 году перевела его благоустраивать и столицу на Неве, назначив генерал-губернатором Петербурга.
В девятнадцатом веке в обновленном Брюсовом доме регулярно устраивались встречи и приемы. Известно, что одним из арендаторов его являлся «Художественный класс», позднее превратившийся в Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1836 году здесь устроили торжество по поводу возвращения Карла Брюлова из Италии в Москву и окончания его работы над монументальным полотном «Последний день Помпеи».
То есть, так вышло, что Карла Брюлова в том памятном анекдотичном диалоге я упомянул недаром!
Позднее в бывшем Брюсовом особняке располагалась женская гимназия, реальное училище и упомянутые выше меблированные квартиры под съем. И в этих квартирах, надо сказать, среди жильцов встречались весьма знаменитые: Владимир Гиляровский, Исаак Левитан… некоторое время здесь даже прожил Сергей Есенин после разрыва с Айседорой Дункан.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал и досмотрел мой рассказ до конца! Очень нуждаюсь в ваших комментариях и отметках под постами. А еще – в репостах и, конечно, в вашей подписке на мой канал. Все это поможет другим читателям находить его, а также придаст мне веру в то, что мои рассказы и показы нужны и интересны.
Не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!