Найти тему
Живописные истории

Картина «Ужин в Эммаусе» Якопо Каруччи

Итальянский художник Якопо Каруччи (1494-1557), известный как Понтормо, по названию города, в котором он родился, обучался во Флоренции в мастерских Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли, прежде чем в конечном итоге присоединиться к Андреа дель Сарто, где он работал вместе с Россо Фьорентино.

Уходя от своих ранних работ, созданных под влиянием умеренного классицизма учителей, Понтормо разработал свой яркий, динамичный стиль, основанный на новом для того времени психологическом и композиционном напряжении, а также на северной резкости, почерпнутой, в частности, из гравюр Дюрера.

"Ужин в Эммаусе", 1525 г.
"Ужин в Эммаусе", 1525 г.

В 1523 году Якопо укрылся в харчевне Галлуццо, спасаясь от чумы, свирепствовавшей во Флоренции. Там он приступил к написанию цикла фресок с сюжетами Страстей на люнетных окнах главного монастыря. Как только он завершил цикл, монахи картезианцы поручили ему нарисовать большое панно (размер "Ужина в Эммаусе" 230 на 173 см) для гостевых покоев.

На картине изображено явление Христа апостолам, описанное в Евангелии от Луки (24:13-35). После своего воскресения Иисус, одетый как путешественник, встретил двух своих учеников на дороге, которая вела в Эммаус, маленькую деревню недалеко от Иерусалима, но они не узнали его. И лишь во время обеда, когда Иисус взял хлеб, благословил и разломил его, а затем раздал сидящим за столом, как делал это ранее, ученики признали его.

Картина вдохновлена гравюрой на ту же тему из серии "
Small Passion" Дюрера. В центре композиции находится фигура Христа, преломляющего хлеб. Его внезапное откровение ученикам, которые узнают учителя по этому жесту, подчеркивается лучом света, освещающим лицо Христа. Стол, у которого все происходит, изображен в реалистичной манере – мы видим металлический кувшин, прозрачные стаканы и собаку и кошек, прячущиеся под ними в ожидании объедков.

"Supper at Emmaus", Альбрехт Дюрер, гравюра на дереве, 1511 г.
"Supper at Emmaus", Альбрехт Дюрер, гравюра на дереве, 1511 г.

Монахи картезианцы появляются из темноты на заднем плане, призванные стать свидетелями библейского события. Среди этих фигур выделяется портрет Леонардо Буонафеде – старого настоятеля монастыря (монах, стоящий по правую руку от Христа).

Божественный глаз наверху, символ Бога-Отца в треугольнике Троицы, является результатом последующей перекраски картины, призванной скрыть исходный трехсторонний лик, представляющий Троицу, что было запрещено Контрреформацией.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц