Итальянский художник Якопо Каруччи (1494-1557), известный как Понтормо, по названию города, в котором он родился, обучался во Флоренции в мастерских Пьеро ди Козимо и Мариотто Альбертинелли, прежде чем в конечном итоге присоединиться к Андреа дель Сарто, где он работал вместе с Россо Фьорентино.
Уходя от своих ранних работ, созданных под влиянием умеренного классицизма учителей, Понтормо разработал свой яркий, динамичный стиль, основанный на новом для того времени психологическом и композиционном напряжении, а также на северной резкости, почерпнутой, в частности, из гравюр Дюрера.
В 1523 году Якопо укрылся в харчевне Галлуццо, спасаясь от чумы, свирепствовавшей во Флоренции. Там он приступил к написанию цикла фресок с сюжетами Страстей на люнетных окнах главного монастыря. Как только он завершил цикл, монахи картезианцы поручили ему нарисовать большое панно (размер "Ужина в Эммаусе" 230 на 173 см) для гостевых покоев.
На картине изображено явление Христа апостолам, описанное в Евангелии от Луки (24:13-35). После своего воскресения Иисус, одетый как путешественник, встретил двух своих учеников на дороге, которая вела в Эммаус, маленькую деревню недалеко от Иерусалима, но они не узнали его. И лишь во время обеда, когда Иисус взял хлеб, благословил и разломил его, а затем раздал сидящим за столом, как делал это ранее, ученики признали его.
Картина вдохновлена гравюрой на ту же тему из серии "Small Passion" Дюрера. В центре композиции находится фигура Христа, преломляющего хлеб. Его внезапное откровение ученикам, которые узнают учителя по этому жесту, подчеркивается лучом света, освещающим лицо Христа. Стол, у которого все происходит, изображен в реалистичной манере – мы видим металлический кувшин, прозрачные стаканы и собаку и кошек, прячущиеся под ними в ожидании объедков.
Монахи картезианцы появляются из темноты на заднем плане, призванные стать свидетелями библейского события. Среди этих фигур выделяется портрет Леонардо Буонафеде – старого настоятеля монастыря (монах, стоящий по правую руку от Христа).
Божественный глаз наверху, символ Бога-Отца в треугольнике Троицы, является результатом последующей перекраски картины, призванной скрыть исходный трехсторонний лик, представляющий Троицу, что было запрещено Контрреформацией.