Здравствуйте.
Холодно, с завываниями жуткого ветра. Пронизать. Колоть. Запугать до смерти. Заморозить. Здесь одиноко. Но ни в коем случае не пусто. В этом царстве живёт готическая совершенная красота, сияющая и переливающаяся на северном солнце. От неё бросает в озноб, и всё же она завораживает своими величественными формами. Это владения Снежной королевы.
Альбом Disintegration группы The Cure вот уже более 30 лет остаётся моим любимым в творчестве коллектива Роберта Смита. Некоторым слушателям отдельные композиции на этом фундаментальном творении британцев могут показаться затянутыми и в связи с этим скучными. Но нет же! В мир Disintegration нужно погрузиться полностью, на весь этот час, ни на секунду не выныривая, и 12 песен создадут ни на что не похожую палитру эмоций. Если вы когда-нибудь бегали/плавали/гребли на длинные дистанции (обязательно длинные, ибо это должно длиться не менее часа), вам знакомо чувство, когда организм переходит в режим энергосбережения, и перед вами открывается некий коридор, по которому вы двигаетесь. Непередаваемые ощущения. Ради них мы возвращаемся к своим марафонам, и ради особых переживаний я иногда включаю Disintegration.
Первая песня в этой дюжине - Plainsong - так же как и в ролике ниже, звучала на открытии концерта The Cure в Москве несколько лет назад. Мы заворожённо смотрели на медленно идущего к микрофону Роберта Смита... Она задаёт тон всей пластинке - тягучий, замедленный, грациозный.
Альбом выпущен в мае 1989 года. На внутреннем конверте напечатана рекомендация: "This music has been mixed to be played loud so turn it up" ("Эта музыка смикширована в расчёте на громкое воспроизведение, так что сделайте погромче"). И действительно, её нужно слушать громко.
Сразу после выхода альбома его ожидал не самый тёплый приём. Звукозаписывающая фирма была, мягко говоря, не очень довольна результатом. О том дне, когда он принёс готовый альбом для прослушивания, Смит отозвался так: "Они подумали, что это самоубийство с коммерческой точки зрения. Это был один из самых чёрных моментов в моей жизни. Я считал пластинку шедевром, а они говорили, что это дерьмо". Что касается моего скромного мнения, то шедевром альбом можно считать уже только из-за одной песни Pictures Of You - просто великолепнейшей проникновенной баллады, которая входит в тройку моих самых любимых композиций The Cure.
Несмотря на "своеобразную" реакцию издателя Disintegration сразу же после своего выхода занял самую высокую для The Cure позицию в британском альбомном чарте - номер 3. Альбом также попал а американский Top 20, это случилось впервые за всю историю группы (а он был уже восьмой студийной работой).
Третий трек Closedown состоит из клавишного фундамента и замедленной и печальной гитары. Песня стала для Смита средством выражения своих физических и профессиональных недостатков и тревог.
"Моё время истекает. Я сбился с пути
И медленно увядаю. Бессонные ночи не прекращаются".
Песня Lovesong стала хитом в США, заняв второе место в национальном хит-параде. Смит написал её в подарок на свадьбу своей возлюбленной Мэри Пул. Её текст не вписывался в общее настроение Disintegration, но Роберт считал композицию важной частью альбома: "Это открытое выражение эмоций. Это не попытка быть умным. Прошло десять лет, пока я пришёл к тому, чтобы спокойно петь откровенную песню о любви". Со слов Мэри, Lovesong стала лучшим сочинением о любви, которое она когда-либо слышала.
Словно омытая тёмными водами Last Dance... Вместе с Homesick она не была включена на виниловую пластинку.
Альбом Disintegration демонстрирует возвращение к мрачным и депрессивным настроениям пластинок Seventeen Seconds, Faith и Pornography. Роберту Смиту действительно было тогда нелегко на душе (к своим 30 годам, как ему казалось, он в отличие от других музыкантов, не успел создать что-либо стоящее), но всё же по сравнению с вышеперечисленными дисками депрессивность этого кажется скорее надуманной, чем естественной.
Lullaby написана Смитом в качестве воспоминаний о детстве, когда отец пел ему на ночь жуткие колыбельные, придуманные им самим. Она многократно исполнялась разными музыкантами, даже великие Роберт Плант и Джимми Пейдж вместе с гитаристом The Cure Порлом Томпсоном сделали с ней нечто особенное. Lullaby стала "лучшим клипом 1989 года" на Brit Awards.
Fascination Street, пожалуй, самая агрессивная в музыкальном плане композиция в альбоме. Когда я в 90-е работал на музыкальной радиостанции, каждый ведущий выбирал себе какую-нибудь "подложку" для вывода голоса в эфир. Одна из ведущих взяла вступление с Fascination Street, и мы дружно вздрагивали, когда Света начинала под нё говорить. А если серьёзно, то басовую партию этой композиции можно считать одним из наиболее известных риффов во всей рок-музыке. Как классно под неё носится по сцене басист Саймон Гэллап!
В песне Prayers For Rain гитара будто ходит кругами вокруг нас, постоянно запутывая следы и запугивая одиноких прохожих. А дрожащий голос Смита добавляет драматичности.
Альбом Disintegration вошёл во многие списки. Rolling Stone поместил его на 326 место в списке "500 величайших альбомов всех времён". Melody Maker назвал альбом лучшим из выходивших в 1989 году, а журнал Q поставил его на 17 строчку в списке 80 лучших альбомов.
Дождливая The Same Deep Water As You. "Поцелуй меня на прощание, Вытолкнув, пока я не погрузился в сон"...
"Мы выбрали такое название для альбома, - говорит Смит, - чтобы хоть как-то заставить людей оглядеться вокруг и увидеть каждодневный распад - как вокруг нас, так и внутри. Речь идёт о распаде человеческих чувств, о взрослении, о старении человека, о том, как рвутся отношения между людьми. На этом диске мы не поём ни о каких снах. Всё основано на реальных событиях".
Заглавная Disintegration включает в себя большое количество текста, которое выплёвывается Смитом на беззащитного слушателя. Очень энергичная вещь и, несмотря на большую продолжительность, не напрягает, а только добавляет слушателю с каждой минутой новую порцию адреналина.
Ещё одна мрачная история - Homesick. "Пробуди во мне желание Никогда не возвращаться домой".
И наконец, как и в случае с первой песней из альбома, отлично подобрана заключительная композиция Untitled. Под неё музыкантам, уставшим и измождённым, удобно уползать со сцены...
...Роберт Смит ещё сказал об этом альбоме: "Когда мы сочиняли "Disintegration", то все эмоции были настоящие. Это было именно так, как я себя чувствовал. Но я такой не постоянно. В этом и состоит сложность написания депрессивных песен. Люди думают, что я всегда такой. Нет, просто обычно я сочиняю песни в депрессивном состоянии".
Занавес. Отличный альбом. Послушайте ещё раз, чтобы вернуться на 30 лет назад и снова испытать будоражащие кровь чувства. Или откройте для себя впервые, это того стоит. И никогда не поздно. До встречи.
Читайте и слушайте на этом канале: