Найти тему
Подруга Казановы

Почему 3 января в Мариинском театре был аншлаг? Ведь давали оперу…

И спектакль начинался рано в 11 часов.

«А что за опера?» — спросите вы. «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева. «И где вы тут нашли Италию?» — поинтересуется дотошный читатель. Да везде! Da per tutto! Опера ведь и родилась в Италии — на рубеже XVI–XVII веков.

Я, например, не знала, что в итальянском фольклоре есть бродячий сюжет — о поиске красивой девушки, живущей в волшебном фрукте. Джамбаттиста Базиле в 1634 (!) году опубликовал книгу «Сказка сказок, или Забава для малых ребят» (ее еще называют «Пентамерон»). И в ней была сказка «Три цитрона».

Ioannes Baptista Basile. Или Джамбаттиста Базиле (1566-1632)
Ioannes Baptista Basile. Или Джамбаттиста Базиле (1566-1632)
Предупреждаю: если вы хотите подарить книгу этого итальянского сказочника своим детям — не спешите. Сказки у Джамбаттисты совсем не детские. Литературоведы сравнивают тексты Базиле с произведениями ирландца Джеймса Джойса (вы смогли одолеть его «Улисса»?) и нашего Андрея Платонова (его романы «Чевенгур», «Котлован», «Счастливая Москва» вам известны?).

Но вернемся к опере.

Первую свою оперу Сергей Прокофьев написал… в 9 лет.

«Любовь к трем апельсинам» — третья «взрослая» опера композитора. В марте 1918 года Прокофьев уехал из революционного Петрограда в Японию, на гастроли. Ему было тогда 27 лет.

Сергей Прокофьев. (Архивное фото)
Сергей Прокофьев. (Архивное фото)

Молодой композитор взял с собой журнал режиссера Всеволода Мейерхольда «Любовь к трем апельсинам». Мейерхольд придумал себе итальянский псевдоним — Доктор Дапертутто (Доктор Везде).

Всеволод Мейерхольд в молодости. (Архивное фото)
Всеволод Мейерхольд в молодости. (Архивное фото)

В первом номере за 1914 год и был напечатан его «дивертисмент» по мотивам одноименной сказки Карло Гоцци 1760 года. В свою очередь, Гоцци воспользовался сюжетом Базиле.

Портрет Карло Гоцци (Carlo Gozzi, 1720–1806). Он родился 13 декабря 1720-го — 302 года назад. Самые известные пьесы Гоцци — «Король-олень», «Принцесса Турандот» и «Любовь к трем апельсинам»
Портрет Карло Гоцци (Carlo Gozzi, 1720–1806). Он родился 13 декабря 1720-го — 302 года назад. Самые известные пьесы Гоцци — «Король-олень», «Принцесса Турандот» и «Любовь к трем апельсинам»

Карло Гоцци создал новый жанр — фьябу (итал. fiaba — сказка).

Одну фьябу вы точно знаете, если смотрели в московском театре имени Вахтангова спектакль «Принцесса Турандот». Хорошо, не помните, что случилось с Турандот. Но музыкальный фильм «Труффальдино из Бергамо» с молодыми актерами Константином Райкиным и Натальей Гундаревой вы же видели?
Афиша спектакля
Афиша спектакля

Кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1976 год)
Кадр из фильма "Труффальдино из Бергамо" (1976 год)

Фьяба — трагикомическая театральная сказка. Основана она на комедии дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедии масок. Это вид итальянского народного (площадного и уличного) театра, где обязательно есть веселый Арлекин и печальный Пьеро.

На севере Италии, в Венеции, горожане смеялись над скупым стариком Панталоне, глупым слугой Труффальдино, псевдоученым Доктором (Дотторе) и умным слугой Бригеллой. А на юге, в Неаполе, были свои любимые персонажи: судья-заика Тарталья, хвастливый вояка и трус Скарамучча, умный слуга Ковьелло и глупый толстяк Пульчинелла (или Полишинель). Было и два женских образа — юная влюбленная Изабелла (порой ее называли Лучинда или Виттория) и кокетливая служанка Коломбина (Смеральдина). Актеры, выходя на подмостки, надевали кожаные маски. Позднее маской стали называть и самого персонажа.

Кого же из этих масок мы увидели на сцене Мариинского театра в опере Прокофьева? Труффальдино (это «человек, умеющий смешить»), Принца (печальный Пьеро), Панталона (приближенный короля), черную рабыню Смеральдину

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля

«Любовь к трем апельсинам» молодой композитор написал по заказу Чикагской оперы. Премьера была сыграна под новый, 1922 год. (Получается, мы отпраздновали 101-ю годовщину этого музыкального произведения). Дирижировал в Чикаго сам автор — Сергей Прокофьев. Кстати, либретто тоже написал он.

В 1926 году в нашем Мариинском театре состоялась премьера этой оперы на русском языке.

А вы знали, что Прокофьев был блестящим шахматистом?
Прокофьев — за игрой в шахматы. (Архивное фото)
Прокофьев — за игрой в шахматы. (Архивное фото)

Сергей Радлов, его давний партнер по Петербургскому шахматному клубу, стал постановщиком оперы «Любовь к трем апельсинам» в городе, который к тому времени уже назывался Ленинградом.

Валерий Гергиев и Александр Петров в 1991 году вернули эту оперу на сцену Мариинки. Спектакль поражает не только музыкой, но и красочностью. И всё это благодаря художнику-постановщику Вячеславу Окуневу. Его называют мастером феерий. Я хочу посмотреть спектакли, над которыми он работал: «Свадьба Фигаро» и «Итальянка в Алжире».

В антракте все хотели сфотографироваться у этой елки
В антракте все хотели сфотографироваться у этой елки

3 января в зале было очень много детей. И хотя опера — трудный музыкальный жанр, а наш спектакль шел свыше двух часов, я не увидела после антракта пустых кресел в партере.

Может, ребят захватили приключения Принца? Сам Прокофьев писал: «Хотелось сочинять оперы с маршами, бурями, страшными сценами…»

Персонажи в ярких венецианских костюмах то провались под землю, то возносились в небеса. На сцене дрались маг Челий и злая волшебница Фата Моргана.

Будто ниоткуда вылетал злой дух Фарфарелло. Огромная, наверное, в три человеческих роста, Кухарка с мужским голосом размахивала своей поварешкой. (Эту роль действительно исполняет мужчина: в программке есть особая пометка — «хриплый бас».) Но Принц и Труффальдино смогли выкрасть у нее три волшебных апельсина. А взамен они подарили старой кокетке… бантик.

Девушки-принцессы из трех апельсинов красивы и милы. А их голоса — волшебны!

Программка спектакля
Программка спектакля

Многие утверждают, что не любят, да что там — ненавидят оперу! Начинаешь расспрашивать такого «операфоба», и выясняется, что он (или она) никогда не были в оперном театре. Жалобы на то, что невозможно разобрать, о чем же поют на сцене, уверяю вас, несостоятельны. В Мариинском театре над сценой есть экран, на котором на русском и английском языке можно прочесть текст арии. И как говорится — в режиме реального времени.

Если честно, я тоже балет люблю больше. И на днях собираюсь посетить Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Но марш Сергея Прокофьева из оперы «Любовь к трем апельсинам» теперь узнаю с первых тактов. Недаром он так понравился самому композитору и стал настолько популярен, что через 20 лет Прокофьев процитировал его в балете «Золушка». Найдите в Сети эту музыку. Уверена, она вам понравится.

Красочные костюмы и декорации. Художник-сценограф и художник по костюмам —  Вячеслав Окунев
Красочные костюмы и декорации. Художник-сценограф и художник по костюмам — Вячеслав Окунев

А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.

#любовь_к_трем_апельсинам #опера #итальянская_опера #Мариинский_театр #комедия_дель_арте #Италия_моя_любовь #Italy