После введения потолка на российскую нефть звучало много громких заявлений от властьимущих. В том числе, что продавать мы её и вовсе не будем. А как дела обстоят на самом деле?
Пока оптимизма в этом вопросе нет. Стоимость российской нефти в начале года обвалилась до минимума.
По информации Bloomberg отечественная экспортная нефть Urals продается по 37,8 доллара за баррель. А это более чем в половину меньше мировой цены на Brent (81 доллар) и намного ниже ценового потолка в 60 долларов. Причина обвала цены – отказ европейских стран покупать нефть, доставляемую по морю.
А как же покупатели из Индии и Китая?
Транспортировка ресурса туда стала очень дорогим удовольствием, поэтому чтобы это компенсировать, приходится предлагать заказчикам большой дисконт. По данным Reuters уже в декабре некоторые партии для индийских нефтеперерабатывающих заводов продавались в убыток.
По итогам декабря 2022 средняя стоимость Urals была на уровне 50,5$ за бочонок. По крайней мере именно эту цифру озвучили в Минфин. Эти показатели оказались значительно хуже ноября (-16$) и гораздо скромнее октября (-20$). То есть за два месяца нефть подешевела почти на треть. Стоимость российской нефти в рублях упала до 3 300 рублей за баррель, а с учетом накопленной инфляции рухнула до рекордного минимума, зафиксированного в январе 2016 года.
В бюджет на 2023 год Минфин заложил стоимость нефти в пределах 70$ за баррель, то есть вдвое больше, чем она торгуется на сегодняшний день. Вот и получается, что при цене в 50$ бюджет недосчитается 2 трлн рублей – это вдобавок к уже прогнозируемому дефициту в 2,9 трлн. И компенсировать эти потери за счет роста объемов поставок вряд ли удастся.
России понадобится время, чтобы наладить теневые схемы. И первые шаги уже предприняты: буквально вчера появилась информация о том, что казахстанская нефть будет поставляться в Германию через Россию. А это первый шаг к смешиванию отечественной нефти.