Странный казалось бы вопрос и ответ на него должен быть однозначным для всех, вне зависимости от того, являетесь вы специалистом в области пожарной безопасности или нет. Ведь очевидно, что пожарный автомобиль должен проехать к объекту защиты при возникновении пожара для того, чтобы выполнить свою единственную задачу - потушить пожар, предотвратить распространение, а также снизить, минимизировать последствия и материальный ущерб ...
Однако, зачастую дороги к скважинам грунтовые и бывают они в хорошем пригодном для проезда состоянии только засушливым летом, а в период распутицы (весна, осень) и заснеженной зимой до скважин и других сопутствующих объектов не проехать. Эксплуатирующие организации попросту не хотят "вкладываться" в проектирование и выполнение дорог к одиночным скважинам, нарушая требования технических регламентов и ухудшая тем самым условия для возможности прибытия пожарной техники к месту пожара или аварии. Давайте разберемся, что же нарушается при отсутствии дорог....
Отсутствие решений по строительству дорог для проезда пожарной техники приведет к нарушению требований двух технических регламентов:
Первый: Технический регламент о безопасности зданий и сооружений Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, Статья 17. Требования к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения
Для обеспечения пожарной безопасности здания или сооружения в проектной документации одним из способов, указанных в части 6 статьи 15 настоящего Федерального закона, должны быть обоснованы:
6) меры по обеспечению возможности проезда и подъезда пожарной техники, безопасности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и подачи средств пожаротушения к очагу пожара, параметры систем пожаротушения, в том числе наружного и внутреннего противопожарного водоснабжения;
Второй: Технический регламент о требованиях пожарной безопасности Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, ст.63 и ст.90
Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности
Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений
1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:
1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (пункт 26) предусматривает, что Раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" содержит: в текстовой части описание и обоснование проектных решений по определению проездов и подъездов для пожарной техники;
в графической части ситуационный план организации земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием въезда (выезда) на территорию и путей подъезда к объектам пожарной техники...
В соответствии со статьей 6 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий:
1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона;
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы,…..
Согласно требований СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
пункт 8.6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
- 3,5 метров - при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
- 4,2 метра - при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
- 6,0 метров - при высоте здания более 46 метров.
пункт 8.9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
пункт 8.13 Тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15x15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
В случае, когда длина проезда для пожарных автомобилей превышает указанный размер необходимо предусмотреть еще одну или несколько площадок для разворота, расположенных на расстояниях не более 150 м друг от друга.
Вывод: выполнять проезды для пожарной техники к скважинам необходимо, задача подразделений пожарной охраны заключается в своевременном прибытии пожарной техники к месту пожара и принятия мер по тушению.
Примечание: (пункт 8.1 СП 4.13130.2013)
Под проездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения (моста, эстакады и др.), по которому возможно передвижение пожарных автомобилей с соблюдением нормативных требований по безопасности движения транспортных средств.
Под подъездом для пожарных автомобилей подразумевается участок территории или сооружения, по которому возможно как указанное передвижение пожарных автомобилей, так и стоянка с возможностью приведения в рабочее состояние всех механизмов и выполнения действий по тушению пожара и проведению спасательных работ. Планировочные решения проездов, подъездов принимаются исходя из габаритных размеров мобильных средств пожаротушения, а также высоты объекта защиты для обеспечения возможности развертывания и требуемого вылета стрелы пожарной автолестницы и пожарного автоподъемника.