Потеря работы сейчас тяжелее всего сказывается на предпенсионерах: после повышения пенсионного возраста они стали слишком молоды для выхода на пенсию, но, как правило, уже слишком стары для трудоустройства.
Да, закон сейчас запрещает работодателям отказывать предпенсионерам в приеме на работу по мотиву достижения определенного возраста (ст. 144.1 УК РФ).
Но, на деле, доказать, что отказ был обусловлен именно этим, практически невозможно: при желании работодатель может найти немало других причин, чтобы взять на работу другого претендента, помоложе.
В итоге, в случае увольнения с работы предпенсионер рискует остаться совсем без средств к существованию, если ему не удастся трудоустроиться до того, как истечет срок выплаты пособия по безработице (ст. 34.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Тогда единственным вариантом получить хоть какие-то деньги от государства остается обращение в отделение соцзащиты населения за материальной помощью, которая предусмотрена Федеральным законом «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ для поддержания уровня жизни малоимущих граждан, попавших в тяжелую жизненную ситуацию (ст.ст. 3, 7 Закона).
В каждом регионе действует свой закон, определяющий условия и правила предоставления адресной социальной помощи. Но проблема в том, что на практике добиться этой выплаты крайне сложно: сотрудники органов соцзащиты населения зачастую отказываются признавать, что человек находится в тяжелой жизненной ситуации.
Наконец, по этому поводу высказался Верховный суд России, рассмотрев жалобу предпенсионера на очередной отказ органа соцзащиты населения.
Житель Астраханской области обратился в районный Центр социальной поддержки населения с заявлением о выдаче единовременной материальной помощи в размере 50 тысяч рублей: ему требовалось 37 тысяч, чтобы погасить долг по оплате электричества, и еще 13 тысяч, чтобы приобрести уголь для отопления дома.
При этом гражданин указал, что является предпенсионером, лишился работы, состоит на учете по безработице, но выплату пособия ему прекратили — доходов у него нет.
Работу он найти не может: те вакансии, которые ему предлагали в ЦЗН, не подходят по образованию, по возрасту и по состоянию здоровья, а все попытки трудоустроиться самостоятельно потерпели крах (работодатели отказывались его принять).
У мужчины образовался долг по оплате электроэнергии, а в заключении соглашения о реструктуризации долга ему отказали — так что получать субсидию на оплату ЖКУ он не может.
Однако сотрудники соцзащиты отказали ему в предоставлении материальной помощи, не усмотрев здесь признаков тяжелой жизненной ситуации. При этом гражданину не пояснили, насколько еще должно ухудшиться его положение, чтобы ситуация стала достаточно тяжелой для принятия положительного решения.
Все судебные инстанции поддержали отказ соцзащиты, пока жалоба не дошла до Верховного суда РФ. Там установили, что законодательство Астраханской области (Закон области от 22 декабря 2016 г. N 85/2016-ОЗ) предусматривает выплату нуждающимся гражданам единовременной материальной помощи в сумме до 50 тысяч рублей.
Помощь выдается на основании решения Центра социальной поддержки населения, которое выносится по итогам комплексной оценки нуждаемости заявителя (с учетом таких критериев, как состояние здоровья, проблемы экономического характера, невозможность трудоустройства и т. д.).
При этом ответчик не представил суду документы, подтверждающие, что жизненные обстоятельства заявителя действительно выяснялись и оценивались (ВС РФ, определение от 10 октября 2022 г. N 25-КГ22-4-К4).
Дело направили на пересмотр, после чего иск предпенсионера удовлетворили: с соцзащиты взыскали 37 тысяч рублей материальной помощи и 3 тысячи рублей в качестве компенсации морального вреда (Харабалинский р-й суд Астраханской области, решение по делу №2-687/2022).
Но, к сожалению, фактически это все, на что в настоящее время может рассчитывать предпенсионер от государства...