Становление воровской империи.
"Железная Бэлла", тогда еще Берта Наумовна Бородкина, начинала с буфетчицы и официантки в столовой №2 Краснодарского треста столовых с февраля 1946 года.
Это было первой ступенькой по пути восхождения на вершину, с которой была сброшена лишь в 1982 году.
Она никогда не пыталась заниматься чем-то еще, сразу поняла – общепит и торговля – ее судьба и «золотое корыто». «Волшебное корыто» становилось доступным через «порталы» - рестораны и точки общепита и торговли в Краснодаре, которые она «обнаружила», наблюдая за тем, как работает система – рестораны «Гигант», «Маяк», «Геленджик», «Яхта».
В 1974-ом вышестоящее начальство убедилось в том, что ей можно доверять - Бородкину окончательно «короновали», посадив заведовать «царским корытом» - назначив управляющей Геленджикским трестом ресторанов и столовых Главкурорта министерства торговли РСФСР.
У корыта
Тут то она развернулась на полную. В 1982-м, когда ее наконец, «взяли», она успела накопить столько «добра», что даже по приблизительным подсчетам стоимость тянула на более чем полмиллиона советских рублей. Для понимания: доллар в то время стоил порядка 4 рублей. Курс "гулял" и валюта продавалась на черном рынке по 6-9 р. и т.д. Так вот у Бородкиной было около $125 млн.
Из материалов дела:
"«с 1974 по 1982 годы... Получала взятки от 38 человек деньгами, вещами, продуктами на общую сумму 561 834 рублей 89 копеек. Передала 12 ответственным должностным лицам взятки на общую сумму 43 390 рублей». (цитата отсюда: https://www.mk.ru/social/2021/08/07/rassekrecheno-delo-korolevy-gelendzhika-kuda-ischezla-prigovorennaya-k-rasstrelu-vzyatochnica.html).
Все строилось на взятках и откатах. Она окормляла целую армию «пчел», которые наполняли соты.
Откуда брался «мед».
Она самолично разрабатывала схемы получения прибыли. На мясе - за счет хлеба вместо мяса и шашлыков, которые из сэкономленного мяса делались и продавались по ресторанным ценам. На чае - за счет подкрашивания кипятка карамелизированным сахаром. Сметана разбавлялась водой. Коньяк – особой, ржаной водкой, вкус которой в коньяке почти не отличался, но вот цена..
Из материалов дела:
«Имеется анализ, из которого видно, что при проверке в столовой № 15 в котлетах обнаружен наполнитель не менее 30%, недоложен сахар в кофе не менее 30%. Борщ был подан без мяса, хотя по меню он указан с мясом... Свидетели — повара столовой № 15 — показали, что в столовую давали кроликов, птицу, которых, однако, продавали на улице... Из проверки кафе «Бульонная» следует, что суп гороховый был подан на раздачу без мяса, которое затем было нарезано и продано. 50 порций шницеля были сняты с продажи как якобы изготовленные с нарушением технологий». (источник тот же).
Конкуренты
Столовые и рестораны не должны были пустовать. Потому с началом курортного сезона железная Бэлла (ей нравилось представляться Бэллой) организовывала собственные проверки – под видом постояльцев заселялись к тем, кто обещал гостям «жилье с питанием», устраивали провокацию с тараканами и волосами в еде и громко закрывали лавочку в назидание другим. Вскоре желающих жильцом накормить не осталось. Общепит Краснодарского края процветал. А "железная Белла" богатела. Вскоре ее прозвали за любовь к дорогим вещам Шахиней. Ей это нравилось.
Из показаний Петридиса, который, не имея образования, заведовал шашлычной по протекции Бородкиной и за это платил ей ежегодно дань - до 12 тысяч рублей:
«Деньги мною передавались для того, чтобы иметь возможность нормально работать, чтобы не было ревизий. Если бы я не передавал денег, то ни одного дня я бы там не проработал» (источник тот же).
У "железной Бэллы" появилось много поклонников. В том числе среди ответственных работников, госчиновников, партийных функционеров, которые отдыхали в Геленджике и поблизости, куда раскинулась паутина треста столовых, которым руководила Бородкина.
Особенно ценилось умение Бородкиной встречать нужных гостей. Изысканное меню, подбор места для дорогих гостей сопровождался предоставлением б., особый услуг, скажем так. Отдельную категорию представляли сотрудники могущественного ОБХСС СССР - Отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) СССР. К ним было трепетное отношение – в гостях они, как правило, не задерживались – «проверяли», «брали» и уезжали, дав добро на дальнейшую работу воровского синдиката, который так успешно паразитировал на курорте СССР под патронатом тех, кто должен был следить за тем, чтоб не воровали.
Нити
Когда Бородкину прикрыли, начали раскручивать и вышли на первого секретаря Геленджикского горкома Горкома КПСС Н. Погодина. Но тянулась еще выше… Бородкина периодически моталась в Москву. Главными точками ее внимания были министерство торговли РСФСР и Главкурортторг.
Пока велось следствие двое ответственных работников Главкурортторга в ранге замов покончили с собой..
"Проверка" из Москвы
Интересный эпизод связан с тем, как к Бородкиной из Москвы направили проверяющего после публикации в Советской России о том, что курортники жалуются на безобразное питание. Проверяющий съездил и вернулся с заключением, что все преувеличено, нарушения есть, но не так, чтобы очень. Столь сдержанный характер проверки сочетался с приобретением у Бородкиной дорогого сервиза. Чиновник "включал непонимание", показывая чек, что он сервиз у Бородкиной купил - он ей был не нужен...
Новые возможности
Что интересно, погорела Бородкина не на столовых и ресторанах, а на «клубничке». Решила попробовать новый бизнес. Времена менялись. Должно было пойти. Она угадала. В открытое подпольное заведение, где показывали «веселое кино», повалил народ. Деньги снова полились рекой и это было намного больше, чем удавалось «заработать» на обвесе, обмане потребителей курортного сервиса. Салон «сдал» неравнодушный гражданин, который ужаснулся тому, во что превращался любимый город, где он родился, вырос, откуда уходил на фронт.
Расследование
Бородкину начали «раскручивать» и она оказалась в центре внимания группы, которую в Краснодарский край направил лично Ю. Андропов.
Когда пришли ее арестовать, Бородкина не поверила и рассмеялась милиционерам в лицо, начала кому-то звонить. Но на ее звонок не ответили. Она набирала несколько номеров – везде было одно и то же. Бородкина оставалась в недоумении до последнего момента, пока ей не надели наручники. Она впала в прострацию, потом стала изображать буйное помешательство. Но врачи подтвердили, что она вменяема.
Бородкину посадили в камеру. Она писала жалобы, что ее избивают и пытают. Родственники говорили, что она сильно сдала, похудела, но про следы избиений ничего не говорили.
Фантастические дела начали происходить тем временем на свободе, где оставались покровители Бородкиной. Больше всего наделало шума загадочное исчезновение того самого Погодина, секретаря Горкома, в середине июня, Бородкину арестовали 1 июня.
Незадолго до этого он встречался с Медуновым, первым секретарем Краснодарского крайкома КПСС - оттуда прямая связь с Брежневым. С Погодиным оборвалась нить, ведущая наверх. Дело ограничилось местным уровнем. Полетели головы почти всех, кто чем-то руководил и был "замазан"(прикормлен) Бородкиной. Например, прокурор Геленджика был "обязан" ей за то, что она оплатила все расходы на свадьбу. Прокурор обещал все вернуть, показывал чеки, но суд счел доказательства невиновности неубедительными и прокурора сняли.
Бородкина поняла, что дело плохо и стала готовиться к тюремному срок, лет на 15 с конфискацией. Времена менялись...
Она надеялась заслужить снисхождение за работу со следствием и начала всех "сдавать". Бородкина дала показания на 52 ответственных работников партийных и советских органов власти. Следствие 21 показание отклонило, не найдя доказательств. Может быть она хотела оговорить порядочных людей? Тогда как объяснить слух, о том что семья секретаря ЦК КПСС Ф. Кулакова, когда он умер, пригласила на похороны Медунова и Бородкину? Решили, что это тоже сплетни - доказательств нет. Но и того, что удалось собрать, было достаточно.
Шок
Бородкина должна была стать примером и звонком для других, таких же – на суде объявили, что Бородкину приговорили к расстрелу. Это известие стало для всех шоком. Работники следственного изолятора вспоминали, когда Бородкину вернули в камеру, она бросалась на стены и выла, как зверь.
У Бородкиной не нашлось защитников. Прошения о помиловании писала ее дочь.
До последнего времени считалось, что смертный приговор привели вы исполнение в августе 1983 года в Новочеркасской тюрьме.
Дочь пыталась получить тело матери, чтобы похоронить ее достойно, как хоронят сейчас воров и авторитетов преступного мира. Кто знает, возможно могила железной Беллы до сих пор поражала бы своим великолепием на фоне скромных могил с крестами и обелисков со звездами..
Тело было погребено в общей безымянной могиле за казенный счет согласно смете – государство оценило ее заслуги вместе с другими, кто успел пожить за его счет и попался.
Странности
Дело Бородкиной было засекречено. Материалы дела стали доступны лишь не так давно. И вот, что интересного обнаружилось.
Расстреляли в 1983, а отклонили ходатайство о помиловании в 1985-ом?
Справки в деле об исполнении приговора от МВД тоже нет.
Реплика автора
КПСС и органы советской власти имели колоссальный ресурс и возможности для обеспечения нужд советского государства. Эти инструменты, которые были созданы и отлажены ленинской, а затем сталинской командой партийных функционеров, за их работоспособностью следили. Сбои были всегда и у каждого из них имелась «фамилия, имя и отчество». Винить систему в том, что кто-то потерял совесть, так же несправедливо, как обвинять поезд, который кого-то убил.
Искать причины распада СССР следует также в биографии таких, как "железная Белла". Из простой официантки она доросла до значимой фигуры. Но вместо того, чтобы добросовестно трудиться, использовала эти возможности для того, за что ее приговорили к расстрелу. И правильно сделали. С выводами суда не поспоришь.
Но она это часть преступного сговора в масштабах государства. Такие же по духу расшатывали партийный аппарат и советскую власть непрерывно, точили изнутри с момента создания. Для этого проводились чистки, ужесточались требования, работал народный контроль.
Пока был жил Сталин, его личный пример имел решающее значение. Но и он не мог до конца избавиться от перевертышей, тех, кто примазывался к власти и не мог устоять перед искушением поиметь больше, чем было положено. Понимая сущность человеческой природы, Сталин допускал, что могут быть ошибки, но, если просчет обходился государству слишком дорого, наказывал строго. Многие жаловались, что вот, мол Сталин расстрелял своих «любимчиков» - не любимчиков, а тех, кому доверял и кого выдвигал (история с Вознесенским очень показательна).
Не стоит удивляться, откуда взялась железная Берта и другие, такие, как она. Это все те же, наши люди. Только они мыслили иначе, чем большинство. Их было не так много – иначе от СССР остался бы «пустой амбар» да голодные мыши. Но после распада Советского Союза осталось столько, что последователи «железной Бэллы» грабят и будут грабить еще сотню лет того, чтобы было создано не ими.
P.S.
Недавнее сообщение об аресте начальника управления по противодействию коррупции Федеральной таможенной службы России по делу о получении взятки, конечно же радует. И вместе с тем, становится очевидно, что дело "железной Беллы" живет и эти люди смотрят на нас с экранов телевизоров и учат нас жить.